Для роста заработной платы необходимо подталкивать реальный сектор к модернизации

Острые рабочие моменты

Для роста заработной платы необходимо подталкивать реальный сектор к модернизации и переходить на капиталоемкую модель развития

К сожалению, санкции отнимают немало внимания и сил у руководителей как госорганов, так и реального сектора. Но ограничения со стороны коллективного Запада далеко не единственный сюрприз глобальной новой действительности. Один из ключевых рисков, с которым сталкиваются национальные экономики, — дефицит рабочей силы. И если раньше на острие спроса находились высококвалифицированные кадры: айтишники, инженеры, технологи, топ-менеджеры, — то сегодня не хватает буквально всех работников, начиная от строителей и заканчивая специалистами в сельском хозяйстве. Зарплаты в этих отраслях растут стремительно. Не только в капиталистических государствах, где демографическая яма давно давит на рынок трудовых ресурсов, но и у ближайших наших соседей по ­ЕАЭС. В той же России. Судя по прогнозам, сложившийся сюжет на глобальном и региональном рынках труда — это не временная волатильность, а тренд. И белорусскому реальному сектору надо не упустить момент и всерьез приниматься за повышение производительности труда, за рост заработной платы. Ведь несомненно, что конкуренция за трудовые руки будет только усиливаться. 

Коллаж Ивана ГАЙДУКА

Да, нынче гуманизм выходит на первое место в экономике. На рынке труда правит бал не работодатель, а работники. И очевидно: из кризиса наиболее удачно выскочат те государства, которые смогут сохранить свою рабочую силу. Не просто обеспечат высокую зарплату (что тоже является принципиальным вопросом), но и не будут проводить волюнтаристскую социальную политику наподобие США. За океаном совершенно своеобразно карты сошлись: ковид, экономическое падение… И все это произошло накануне президентских выборов. Администрация Дональда Трампа щедрой рукой раздавала помощь направо и налево. Не отставали и власти штатов. Благо пандемия позволяла запустить эмиссионный механизм на полную катушку. А результат? Высокая инфляция — только верхушка проблемы. Сегодня США бьют рекорды сразу по двум противоположным направлениям: огромное количество вакансий и не менее впечатляющее количество безработных. Последний показатель несколько снизился по сравнению с прошлым годом. Но остается необъяснимо высоким на фоне восстановительного роста экономики. Результат — опережающий спрос при пробуксовке выпуска. Еще один серьезный дополнительный аргумент для раскручивания инфляционной спирали. Да, за время пандемии и локдаунов рядовые американцы разленились. Щедроты Вашингтона и местных властей развращающе подействовали на обывателей. Эксперты посчитали: разные безвозмездные выплаты превышали зарплаты у львиной доли американцев. Так зачем выходить из изоляции и идти трудиться, когда можно бить баклуши, сидя на пособии? Железобетонная бытовая логика, которая убивает макроэкономику. 

В Европе необеспеченные деньги распыляли более разумно. Но у них выпукло проявился другой секрет Полишинеля: экономика развитых государств ЕС в значительной степени зависит от трудовой миграции. Любые ограничения в передвижениях как по внешнему контуру Евросоюза, так и внутри делают некоторые отрасли нежизнеспособными. И хотя ЕС отгораживается от мигрантов с Ближнего Востока, из других регионов мира, но зависит от приезжей рабочей силы. Сходите на завод средней руки, скажем, в Италии. На одном таком предприятии из аборигенов мне удалось обнаружить только владельца предприятия, главного конструктора… На этом, пожалуй, итальянское представительство закончилось. Даже среди руководящего персонала. За логистику отвечал серб, за маркетинг — девушка из Литвы, за финансы — поляк… У станков стояли в основном пакистанцы и нигерийцы. Настоящий интернационал. Впрочем, аналогичные «вавилонские башни» есть в каждой европейской стране. Западные страны ЕС тянут кадры из Восточной Европы, а она — из сопредельных государств… Пандемия и различные ограничения разорвали трудовые цепочки, и началась вакханалия: в Британии некому управлять бензовозами, в Испании — собирать фрукты, в Польше — клубнику… Развитый мир (по крайней мере европейский) зависит от приезжих работников. Правда, официально в этом не признается, иначе обвинения всех в мире в миграционных кризисах показались бы слишком двуличными. Ибо мигранты Западу нужны, но только отвечающие определенным критериям: образование, навыки, профессиональный опыт… А гуманитарные факторы (угроза жизни на родине, нищенское существование, ограниченный доступ к питьевой воде и продуктам питания) в расчет не принимаются. 

Будем откровенны: серьезный дефицит кадров испытывает и наш ближайший союзник Россия. Особенно значительно у соседа оголились сельское хозяйство, строительство, некоторые промышленные направления. Зарплаты в этих отраслях не просто растут, они увеличиваются кратно. И этот тренд на несколько лет. Как утверждают специалисты, пандемию удастся победить в лучшем случае к 2024—2025 годам. Соответственно, привлечение иностранной рабочей силы будет затруднено по эпидемиологическим причинам. Впрочем, в России на фоне участившихся эксцессов, героями которых становятся приезжие, все чаще звучат идеи снизить зависимость экономики от иностранцев. Под ними в первую очередь подразумевают выходцев из Средней Азии. 

Но белорусских работников рады видеть в любой соседней стране. Да, сказываются преимущества, которые постоянно рекламируются в инвестиционных проспектах: люди у нас работящие, весьма дисциплинированные, неконфликтные, толерантные и законопослушные. Надо признать: Беларусь обладает достойным человеческим капиталом. Кстати, по данному показателю страна занимает достаточно высокие позиции в международных рейтингах. И этот актив — один из ключевых факторов в развитии нашей экономики. Его значение только выросло в пандемийный период. Именно за трудовые ресурсы разворачивается трансграничная конкуренция: и за головы, и за руки. Нашему реальному сектору необходимо держать ситуацию под контролем. Уровень оплаты труда и плюшки в виде социальных пакетов формировать не только исходя из своих возможностей, но и сохраняя конкурентоспособность по сравнению с предложениями в соседних государствах. И выход только один: наращивать производительность за счет технологического развития. Вопрос стоит ребром. Перед всеми субъектами хозяйствования независимо от формы собственности. Возможно, и на государственном уровне не мешало бы простимулировать реальный сектор. Размер минимальной заработной платы индексировать не на уровень инфляции, а исходя из поставленных задач по росту производительности и эффективности экономики. Да, внедрению новых технологий, оборудования, организации бизнес-процессов способствует дорогая рабочая сила. А таковой ее делает не только дефицитный рынок, но и позиция государства. В Беларуси минимальная зарплата ориентируется на отстающих. Наверное, настал момент для пересмотра этой парадигмы и повышения минималки опережающими темпами. Для каких-то компаний это будет болезненно — послышатся жалобы и стенания. Но нужен ли стране бизнес, не способный сгенерировать больше 400 рублей (такая минималка сейчас) заработной платы? Тут не до сантиментов: либо они предложат работникам интересные условия, либо это сделают иностранные компании. И прежде всего российские. Благо интеграционные процессы между нашими странами создают предпосылки для движения трудовых ресурсов. 

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter