Острые, как андижанские специи

Выходцы из Узбекистана на Брестском колхозном рынке ведут себя очень незаметно.
Выходцы из Узбекистана на Брестском колхозном рынке ведут себя очень незаметно. Продают тихонько специи да сухофрукты. Если походить с расспросами о том, где купить восточные приправы для плова, торговцы-брестчане могут даже и не знать точно, в котором ряду стоят узбеки. А ведь приправы дехкане продают знатные...

Столь же неприметна и повседневная жизнь диаспоры. Никто в городе над Бугом не говорит об узбекском квартале, как было в свое время - добрый десяток лет назад - с чеченцами. (Тогда одной из брестских улиц неофициально присвоили имя генерала Дудаева.) Напротив, многие узбеки на Брестчине предпочитают не выделяться на фоне местного населения, не афишировать свои "нездешние" корни.

Иногда такое желание ассимилироваться принимает курьезные формы. В милицейских кругах Бреста гуляет история, похожая на анекдот. Когда в ходе проверки паспортного режима одному из давно проживающих в городе узбеков задали стандартные вопросы типа "кто? откуда?", он невозмутимо, хоть и с явным акцентом, заявил: "Я - бульбаш. У меня жена - беляруска!"

Впрочем, подавляющее большинство среднеазиатских торговцев пребывает в нашей стране на положении иностранцев, причем зачастую - нелегалов. Иные могут не иметь паспорта: "теряют" и не спешат восстанавливать. А чтобы уйти при этом от давления со стороны правоохранительных органов, регулярно переезжают с места на место.

Однако некоторая закономерность в расселении граждан Узбекистана на территории Беларуси все-таки имеется. В прошлом узбеки "поделили" нашу страну в соответствии с собственной административно-территориальной системой. "Торговую монополию" в Брестской области получили жители Андижана и его ближайших окрестностей; Гродно, по имеющимся у милиции сведениям, достался представителям Бухары и т.д. Подобное разграничение не запрещает узбекам визитов на "чужую" территорию. Но разворачивать бизнес - торговлю сухофруктами - можно только на "своих сотках".

Андижанцев на Брестчине из числа прибывших в последние 6 - 8 лет, по некоторым данным, проживает не менее полсотни человек. Одни и по сей день торгуют сами. Другие слывут "авторитетами", на колхозном рынке держат несколько точек и штат белорусских продавцов. Что ж, должность рыночного реализатора в пограничном городе вчерашние выпускники школ и профтехучилищ, а также безработные со стажем считают чуть ли не завидной.

Недалеко от Брестской крепости уж несколько лет как открыт узбекский ресторан, куда горожане охотно и не без гордости водят приезжих. Заведение колоритное, необычное для наших умеренных широт и при этом заслуживающее известного доверия. Узбекам, как и белорусам, в основной их массе присущ неагрессивный менталитет.

Хотя в России, особенно в расположенных на границе с Казахстаном областях, к мигрантам из бывших восточных республик относятся настороженно. Во-первых, важные для них проблемы - интеграция в общественную и экономическую жизнь региона, включая взаимоотношения с местным населением, - подчас воспринимаются россиянами как претензии инородцев. Во-вторых, неконтролируемая миграция - это еще и вопрос безопасности. Новоприбывшие люди, не имея подчас возможности найти стабильную работу, уходят в криминал, в частности участвуют в торговле наркотиками. Более того, некоторые российские средства массовой информации утверждают, что на границе с Афганистаном трафик контролируют именно узбекские и таджикские кланы.

Но брестчанам обижаться на выходцев из Средней Азии не за что. Даже те немногочисленные уголовные преступления, которые совершаются в городе и стране с их участием, как правило, за пределами конкретной диаспоры никому беды не приносят.

Так, недавно в Бресте областной суд приговорил в 14 годам особого режима узбека по прозвищу "Абдула", который убил своего более молодого соотечественника. И даже порывался отрезать ему, еще живому, уши - якобы за непочтительное отношение к старшим. События разворачивались на квартире, снимаемой третьим узбеком.

Все участники той истории приехали в страну много лет назад. Абдула, например, отправился в белорусскую тюрьму уже во второй раз; в январе 2000 года суд Минского района наказал его малым сроком за кражу, совершенную, кстати, у своих же. Хозяин злополучной квартиры не первый год делит кров с белорусской сожительницей.

Старший брат убитого здесь вообще слывет особо уважаемым человеком, прежде всего как удачливый и до некоторой степени влиятельный бизнесмен. А второй подозреваемый по этому делу, чья невиновность была доказана еще на начальном этапе следствия, нынче проповедует в Брестском СИЗО... христианство.

Некогда он, работая в троллейбусном парке Гродно водителем, стал адвентистом седьмого дня. Свои тут же "повесили" ему кличку "Поп". В следственном изоляторе Поп обратил в протестантскую веру двоих сокамерников, причем - местного происхождения. А теперь поддерживает духовной литературой уже новых пребывающих в заточении "братьев".

В общем, интеграция приезжих из Азии в нашу жизнь многогранна. И, за редким исключением, не входит в противоречие с буквой закона.

Юрий БЕСПУДЧИК, следователь по важнейшим делам прокуратуры Брестской области.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter