Остров преткновения

Сдувая пыль с истории

Что вы знаете о фрейдомарксизме? Не в том смысле, что вы знаете отдельно о Зигмунде Фрейде и Карле Марксе, а в том, что их объединяет. Немецкий философ и ортодоксальный иудей Эрих Фромм родился в семье дочери раввина, эмигрировавшего из России. В тридцатые годы прошлого века он стал одним из самых заметных представителей так называемой Франкфуртской школы. У Маркса Фромм и его единомышленники взяли классовую борьбу, у Фрейда — бессознательное, у Гегеля — диалектику, и в итоге, резко критикуя капитализм, они считали, что идеологи ортодоксальных левых партий выхолостили и вульгаризировали широту диалектического анализа. В условиях усиления нацистской партии Франкфуртская школа успела спасти архив Маркса и Энгельса, переслав его в Советский Союз, но надо ли говорить, что труды Фромма, Хоркхаймера и других ревизионистов марксизма в СССР долгие годы были под запретом?..


Спор об истинных марксистах можно было бы назвать философским, если бы в нем не пролилось много крови. Сколько их было, спорящих–то, — Ленин и Плеханов, Сталин и Троцкий, Хрущев и Мао Цзэдун? И это только ключевые участники. Сегодня в календаре март, и просится напомнить, как однажды идеологический спор вылился в кровопролитный конфликт двух мировых держав. «Все конфликты в мире и в душе человека проходят через его сердце и возвращаются к нам осмысленными и понятными. А то, что понятно, уже не так страшно», — утверждал в своих трудах Фромм. Он настаивал на необходимости освобождения человека от всех форм эксплуатации, но кто его слышал в конце 60–х?


«Министерство иностранных дел не может... не указать на осуществляемую посольством КНР беспрецедентную в отношениях между государствами, имеющими дипломатические отношения, практику уклонения от нормальных деловых встреч с официальными советскими представителями. За последние месяцы сотрудники посольства ни разу не прибыли в советские учреждения, в том числе в МИД СССР, в называемое время. При этом делались ссылки на такие причины, как «занятость обедом», «послеобеденный отдых», «прогулки» и т.п. Во время официальных встреч в советских учреждениях китайские дипломатические работники ведут себя бестактно, вызывающе, пытаются высказывать гнусную клевету в адрес Советского государства, провоцируют на то, чтобы продолжение беседы становилось невозможным» («Заявление МИД СССР посольству КНР в Москве», 19.03.1967).


«В Пекине состоялся еще один «слет активистов» изучения «идей Мао Цзэдуна». На этот раз здесь были собраны представители авиационных частей Народно–освободительной армии Китая. На слете раздавались призывы «решительно утверждать идеи Мао Цзэдуна не только в Китае, но и во всем мире» («События в Китае», 13.03.1968).


«В ночь на 2 марта около 300 вооруженных китайских солдат, нарушив советскую государственную границу, перешли через протоку реки Уссури на советский остров Даманский. Эта группа, одетая в белые маскировочные халаты, рассредоточившись на указанном острове в лесу и кустарнике за естественным возвышением местности, залегла в засаду. На китайском берегу реки Уссури были сосредоточены воинские подразделения и огневые средства — минометы, гранатометы и крупнокалиберные пулеметы. Между группой, заброшенной на остров Даманский, и воинскими подразделениями на китайском берегу были проложены линии полевого телефона. В 4 часа 10 минут с китайского берега через государственную границу СССР к острову Даманский направились еще 30 вооруженных китайских нарушителей. К месту нарушения границы по льду реки Уссури вышла группа советских пограничников во главе с начальником заставы старшим лейтенантом Стрельниковым. Как и ранее, советские пограничники имели намерение заявить китайцам протест по поводу нарушения границы и выдворить их с территории Советского Союза. По советским пограничникам был вероломно открыт огонь, и они буквально в упор были расстреляны китайскими провокаторами. По другой группе советских пограничников с китайского берега был открыт артиллерийский и минометный огонь... Вместе с прибывшими подкреплениями с соседней пограничной заставы советские пограничники, проявляя смелость, мужество и отвагу, решительными действиями изгнали с советской территории нарушителей» («Пресс–конференция в МИД СССР», 8.03.1969).


«Во время обеденного перерыва 10 марта состоялся митинг коллектива Минского отделения государственного союзного проектного института «Промэнергопроект». «История сметет на свалку клику китайских раскольников и реакционеров, как сметала со своего пути других авантюристов, — заявил в своем выступлении инженер И.И.Быков. — Придет время, и китайский народ поймет, в какую пропасть ведет его антисоветская клика Мао» («Гнев и возмущение», 11.03.1969).


«С рядовым Василием Вишневским встретиться довелось после горестных минут прощания с погибшими. «Когда мы прибыли к острову, — рассказывает Вишневский, — начальник заставы приказал нашей группе залечь и ждать его команды. А сам он с небольшой группой пограничников пошел вперед, чтобы предупредить нарушителей границы и выдворить их вон. Такие встречи случались и раньше, но никогда дело не доходило до оружия. В этот раз произошло неслыханное вероломство: китайцы приближались к нашему командиру рядами, и у идущих в первом ряду оружия не было. В трех метрах от советских пограничников первый ряд китайцев разбежался в стороны, а за ними, оказывается, шли китайские солдаты с автоматами наготове и буквально в упор расстреляли наших товарищей. Мы тут же по приказу младшего сержанта Бабанского открыли огонь. А вскоре подоспела подмога — отряд пограничников во главе с офицером Бубениным...» («Они сражались на острове Даманском», 11.03.1969).


«Сборища у здания посольства СССР в Пекине не прекращались вчера до поздней ночи. Толпы хунвейбинов по команде армейских офицеров до хрипоты скандировали антисоветские выкрики. Каждые два часа их сменяли свежие силы» («События в Китае», 16.03.1969).


«15 марта в 9 часов 45 минут местного времени крупный вооруженный отряд китайских солдат под прикрытием артиллерийско–минометного огня вторгся на южную оконечность острова Даманский и атаковал советских пограничников, охранявших остров. Несмотря на численное превосходство и сильный артиллерийско–минометный огонь противника, пограничники отразили атаку и выбили налетчиков с острова» («Провокаторы получили отпор», 18.03.1969).


«Новая гнусная провокация пекинской военщины на острове Даманский вызвала гнев в сердцах гомельчан. Массовые митинги протестов состоялись на заводе «Гомелькабель», химическом заводе, хлебокомбинате» («Никому не позволим!», 18.03.1969).


С тех пор минуло 43 года. Пыль времени изрядно заретушировала старые события. И сегодня только исследователи помнят, что в 1969 году советско–китайская граница вблизи Даманского проходила вопреки международной практике не по судоходному фарватеру пограничной реки, а по китайскому берегу. Что убитыми советские войска потеряли 58 человек, что потери китайцев были много больше. Что окончательный пересмотр советско–китайской границы, зафиксированный в 1991 году, всего лишь юридически оформил соглашение осени 1969–го, когда войска было решено оставить на занятых позициях. Что фактически еще тогда Косыгин и Чжоу Эньлай договорились об оставлении Даманского Китаю. Что вскоре после окончания боевых действий китайцы подняли со дна Уссури подбитый советский танк Т–62, и сегодня он хранится в числе боевых реликвий пекинского музея. Что после признания острова частью КНР новые хозяева засыпали протоку, остров стал частью китайского берега, и с тех пор на Земле больше нет никакого острова Даманский...


«Конечная цель истории искупит трагизм существования тех людей, которые обречены были умирать, так и не реализовав сущности своей природы», — утверждал Фромм, который пережил Хрущева и Мао и имел возможность наблюдать за тем, как идеологический спор едва не перерос в полномасштабную войну. Но немецкий философ еще и дополнял себя: «Жизнь — это постоянный процесс возрождения. Трагедия жизни большинства из нас заключена в том, что мы умираем, так и не успев полностью родиться».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter