Осторожные шаги

Эксперт: Бум рублевых кредитов придет при ставке Нацбанка 25%

С сегодняшнего дня в стране уже в восьмой раз с начала года до отметки 30,5 % снизится ставка рефинансирования

На этот раз ширина шага, на который решился Национальный банк страны, оказалась небольшой. Главный индикатор, по которому высчитывались ставки кредитно-депозитного рынка, снизился всего на полпроцента, хотя до этого темпы были куда более бодрые — в среднем по 2 % в месяц. Для вкладчика это четкий сигнал: прохождение той самой «критической» точки, когда вклады в белорусских рублях могут стать не настолько выгодными, как сейчас, несколько отсрочено. А вот для тех, кто хотел бы взять в банке денег взаймы, это намек на то, что вскоре ставки должны стать более приемлемыми.

Высокие ставки — как следствие кризиса

Нынешнее осторожное снижение ставки рефинансирования можно назвать оправданным и обоснованным. Нацбанк не раз обозначал свою позицию: снижать процентные ставки следует плавно и взвешенно, для того чтобы сохранить склонность населения и предприятий к сбережениям на высоком уровне. Ведь резкое снижение ставок вполне может привести к резкому сокращению притока средств физических и юридических лиц в банковскую систему. Пока в этом отношении у банков все в полном ажуре. Нацбанк констатирует постоянный приток средств в банковскую систему страны. Так, за первые полгода срочные депозиты населения в рублях увеличились на Br 4,6 трлн., или на 48,6 %, а за 7 месяцев — уже на Br 4,8 трлн. Одновременно констатировали в главном финансовом ведомстве страны и рост срочных валютных вкладов населения, прирост которых в первом полугодии составил $ 904 млн., а за 7 месяцев — более чем $ 1 млрд.

«В июле наблюдался прирост как рублевых, так и валютных депозитов населения, причем не только за счет капитализируемых процентов, — говорит заместитель председателя правления Нацбанка Сергей Дубков. — Последние 5—6 недель темпы роста примерно стабильные, особенно если учитывать, что лето — период сезонного снижения деловой активности».

Вместе с тем одно из главных опасений, которые царят сегодня на банковском рынке, — это то, что вместе с ростом реальных зарплат население формирующиеся излишки быстро переведет в валюту и сложит ее у себя дома в «матрасах». Хотя, как показывала практика последнего года, выбирая модель своего поведения, граждане придерживаются отнюдь не такой схемы. Чаще всего приобретенные в обменниках доллары и евро из банка даже не выносятся, а оседают на открытых депозитных счетах. «Почему вы считаете, что население побежит в обменники? Все будет зависеть от того, какой уровень ставок сложится на банковском рынке и каковы будут условия сохранения сбережений, — объясняет председатель правления Банка БелВЭБ Павел Каллаур. — Если будет интересно сберегать в рублях — граждане предпочтут хранить свои деньги таким образом».

Что касается ситуации на рынке вкладов, то граждане уже давно заметили, что банковские структуры ведут себя крайне прижимисто — ставки по вкладам снижаются гораздо быстрее, нежели кредитные предложения. Впрочем, банкиры на это находят достойный ответ. «Мы не раз проходили этапы макроэкономической стабилизации. И всегда панические настроения населения регулировались размерами ставки рефинансирования. Но, согласитесь, поддерживать уровень банковских ставок на высоком уровне возможно только в моменты стабилизации. На этот период должны быть установлены реальные ставки, и они должны быть разумными. Так что вопрос не в том, что ставка рефинансирования снижается, а в том, насколько ее уровень будет соотноситься с реальным уровнем инфляции в стране», — говорит Павел Каллаур.

Поэтапная «стерилизация»

Вместе с поэтапным снижением ставки рефинансирования Национальный банк страны сегодня на регулярной основе занят и другим процессом — изъятием избыточной рублевой ликвидности из банковской системы. Сама по себе избыточная ликвидность свидетельствует о наличии значительной суммы «свободных», неиспользуемых денег. Применение инструментов по изъятию избыточной ликвидности обусловлено необходимостью достижения целей долгосрочного характера, оказывающих влияние на банковскую систему и экономику в целом. В частности, это поддержание стабильности обменного курса, процентных ставок на определенном уровне, обеспечение стабильности и предсказуемости финансового рынка. «Если в стране формируется положительное сальдо платежного баланса, то эта валюта обязательно оседает в золотовалютных резервах, и взамен на корреспондентских счетах банков появляются белорусские рубли, — объясняет Павел Каллаур. — Вот мы сейчас и наблюдаем ситуацию, когда имеется высокий приток выручки, и в конечном итоге у банков появляется больше ликвидности, нежели у них должно появляться с учетом уровня инфляции». Это нормальный макроэкономический процесс, и задача экономических властей состоит в том, чтобы правильно регулировать эту ликвидность, занимаясь операциями ее «стерилизации». Особенно если учесть, что платежный баланс и не думает ухудшаться. По итогам первого полугодия 2012 года оборот внешней торговли составил $ 41 633 млн., при этом импорт — $ 18 926,9 млн., а экспорт белорусских товаров за рубеж — $ 22 706,1 млн.

То есть внешнеторговое сальдо почти достигло $ 3,8 млрд. Так что прогнозы отдельных банков касательно того, что избыточная ликвидность в белорусских банках может вновь поспособствовать бурному росту ставок, несколько преждевременны.

В последнее время представители банковского сектора готовы отметить тенденцию заинтересованности кредитополучателей к рублевым продуктам, пусть и незначительную. Но при этом до того кредитного бума, который наблюдался в стране до 2011 года, необходимо будет тянуть еще несколько лет. «Говорить о том, что процесс рублевого кредитования активизировался, можно с определенной натяжкой. Необходимо еще дальнейшее снижение инфляции, чтобы этот процесс стабилизировался и стал трендом», — говорит Павел Каллаур. По его мнению, деловая активность и спрос на рублевые кредиты вырастут в тот момент, когда ставки на денежном рынке снизятся до 25 %. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter