Осторожно: самозванцы-контролеры

ОТВЕТЬТЕ на простой вопрос: всякий ли человек в белом халате — доктор? Наверное, нет. Но в жизни наш выбор не так очевиден, и есть «дельцы», которые этим умело пользуются. В этом смысле показателен пример, с которым столкнулись продавцы в сельских магазинах Пуховичского района.

Под «флагами» борьбы за качество обслуживания населения в Беларуси появились ушлые «просветители», умело использующие недостатки в торговле и авантюризм

ОТВЕТЬТЕ на простой вопрос: всякий ли человек в белом халате — доктор? Наверное, нет. Но в жизни наш выбор не так очевиден, и есть «дельцы», которые этим умело пользуются. В этом смысле показателен пример, с которым столкнулись продавцы в сельских магазинах Пуховичского района.

Итак, по порядку. Есть общество с ограниченной ответственностью «И», которое учреждено неким общественным объединением защиты прав потребителей, с одной стороны, и физическим лицом — председателем этого общества, — с другой. Заявленный вид уставной деятельности — консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления. Пока все понятно, цели общества благородны. Но вот о том, как оно достигает своих  целей, расскажем подробнее.

Вот как выглядит визит менеджеров этой фирмы со слов работников торговли. В деревенский магазин вошли две женщины, направились к витрине-морозильнику и нашли там просроченные продукты. Затем «перерыли» холодильник с молочной продукцией, где также нашли просроченное молоко, и заявили, что продавцам грозит большой штраф. После этого дали им подписать какие-то бумаги, сказали, что нужно заплатить по 530 000 рублей каждому продавцу и прослушать курсы в Минске, но на них можно и не ездить. Что же это было на самом деле? Проверка, мониторинг? Нет. Таким оригинальным и не совсем законным способом менеджеры коммерческой структуры ищут клиентов на курсы с красивым названием «Качество товара и качество обслуживания — успешная работа предприятий розничной торговли и общественного питания». Понятно, каким бы был ответ продавцов на честное и прямое предложение менеджеров посетить курсы стоимостью 530 000 рублей. Но и «просветители» не простаки. Зачем начинать с главного? Сначала нужно клиента заинтересовать, пригрозив штрафом в размере до 3 000 000 рублей, сбить с толку, а уж затем... Эти «борцы» за качество товара почему-то не в курсе, что, например, работнику контролирующего органа, чтобы проверить качество реализуемых товаров, надо оформить предписание на проведение проверки, перед началом проверки оставить запись в Книге учета проверок, предъявив служебное удостоверение. И еще: если законодательство жестко регламентирует проведение проверок для контролирующих органов, то в отношении самозванцев, имитирующих контрольные мероприятия для достижения корыстных целей, тем более, существует ряд прямых запретов.

Подобные «любительские спектакли» в административном и уголовном законодательстве имеют вполне профессиональные определения: самоуправство, мошенничество, обман покупателей. Да, да. А продавцы, попавшиеся на уловки ушлых менеджеров, в договорах, подписанных ими, выступают заказчиками образовательной услуги. Вот только самим «заказчикам» это зачастую невдомек.

Комитет государственного контроля предупреждает всех работников торговли о незаконности подобных методов «борьбы за повышение профессионализма и качества обслуживания покупателей». Чтобы не стать жертвами мошенников, следует знать несколько простых правил. Никто не имеет права без законных оснований проходить в служебные, подсобные помещения объектов торговли. Ни одна проверка не может быть начата  без предъявления служебного удостоверения, предписания и записи в Книгу учета проверок. И если возникают подобные ситуации, следует поставить свое руководство в известность о таких фактах. Основание для уплаты любого штрафа — лишь постановление, вынесенное уполномоченным должностным лицом контролирующего органа. Этот документ и нужно требовать.

Так, работники Комитета госконтроля, столкнувшись с «жертвами» защитников прав потребителей, более получаса убеждали несчастных женщин, что никакой проверки у них никто не проводил и никаких денег никому платить не надо. К слову, за реальные нарушения работники магазина привлечены к штрафу в размере 300 000 рублей и 400 000 рублей, что, кстати, значительно меньше стоимости «псевдокурсов».

Какие же выводы можно из этого сделать? Надо ли повышать уровень обслуживания населения в розничной торговле? Надо! Все ли работники торговли вежливы, добросовестны? Наверное, нет. Но для этого есть законные способы разрешения проблемы. Например, для этого предназначена Книга замечаний и предложений, где можно оставить запись о неудовлетворительном обслуживании, некачественных товарах, а также свои пожелания об улучшении работы торгового объекта. Если же нарушения серьезные и требуют моментального реагирования, о них можно сообщить в контролирующие органы на телефон «горячей» линии или в письменном виде.

Вопросы качества реализуемой в розничной торговле продукции — на постоянном контроле компетентных органов. Надо признать, что в последнее время эта тема затрагивается все чаще. Как раз на этом и играют нечистоплотные «просветители». Контролирующие органы, в том числе Комитет государственного контроля, всегда готовы к конструктивному сотрудничеству с неравнодушными гражданами и заинтересованными общественными объединениями. В то же время комитет решительно против нечистоплотных дельцов, преследующих свои корыстные интересы, прикрываясь высокими словами в борьбе за права потребителей. В свою очередь, работникам торговли надо самим работать в рамках правового поля и требований законодательства, а также не бояться требовать этого от других.

Сообщение о фактах, изложенных в данной статье, с указанием конкретных данных фирмы и ее работников направлены в правоохранительные органы для дачи правовой оценки действиям горе-контролерам. Ждем продолжения…

Отдел контроля потребительского рынка и сферы услуг Комитета государственного контроля Минской области

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter