Осторожно: дедушки на дороге!

или Почему нашим пенсионерам приходится в булочную на такси ездить.

или Почему нашим пенсионерам приходится в булочную на такси ездить.

Моему деду 83 года. Из них около 60 он провел за рулем. А если учесть военное прошлое и карьеру вплоть до начальника автослужбы дивизии, то не будет преувеличением сказать, что машина для деда — это его всё. Да, забыла сказать: за весь водительский стаж — ни одного ДТП. В общем, послужной список, какому любой гаишник должен радоваться. К чему все эти биографические подробности? Просто недавно дед в очередной раз отправился проходить медкомиссию на право рулить своим старым добрым “Москвичом” (делать это с учетом преклонного возраста нужно каждый год). Серьезные дяди и тети в белых халатах за покрытым красным сукном столом долго рассматривали результаты пройденных в поликлинике многочисленных обследований, заставляли деда ходить на цыпочках, дотрагиваться пальцами до кончика носа и угадывать разноцветные картинки. А потом вынесли свой врачебный вердикт — “к управлению автомобилем не годен”. Давление, говорят, нам ваше не нравится: у здоровых-то людей оно 120/80 должно быть. И вообще — в вашем возрасте, да за руль, да на дорогу... Опасно.
У деда, ясное дело, шок: столько лет ведь ездил себе спокойно... Надо на рынок — сел и поехал. Хочется на дачу — не надо никого просить отвезти. А поликлиники, родственники, магазины! В 83 года, да еще с больными суставами, по городу на общественном транспорте особо не наездишься. Так это в Минске! А если представить себе такого вот дедулю в условиях белорусской деревни — с одним рейсом пригородного автобуса до райцентра и обратно... Это что же, не жить теперь? Ведь все, что остается, — сесть в кресло и познавать мир через экран телевизора. Максимум — доковылять до скамейки у подъезда. А поход за хлебом планировать накануне как главное событие дня. Или даже всей недели. Лично мне такого счастья не хотелось бы. И деду моему тоже не хочется: у него планов в его 83 побольше нашего. А какая-то медкомиссия, оказывается, может вот так запросто взять и лишить человека всех этих задумок и перспектив. По большому счету, просто оставить без смысла жизни. Из-за чего? Из-за давления, которое не как у 20-летнего?
Нет, я не против медкомиссий. Каким-то образом “сортировать” водителей на дорогах надо. Но вот сам подход к этому вопросу, по-моему, давно морально устарел. При чем здесь возраст? Например, председатель медкомиссии пытался объяснить моему деду, что у стариков замедленная реакция, шалит сердце и именно поэтому пожилой человек за рулем — это опасность как для него самого, так и для окружающих. Но вот вам задачка: мне 25 лет, у меня давление 120/80 и есть водительские права, которым как раз исполнилось три месяца. А теперь докажите, что я со своей быстрой реакцией и идеальным зрением безопаснее на дороге, чем мой дед с 60-летним стажем вождения. Но еще хуже встретить на дороге моего 21-летнего друга, для которого 100 км/ч по городу — это вообще не скорость. А дед даже по трассе на своем “Москвиче” больше 90 не разгоняется, по городу же предпочитает передвигаться в промежутках между часами пик. Потому что для него машина — это не роскошь и не способ выработки адреналина, а самое что ни на есть настоящее средство полноценного передвижения. Единственное, между прочим.
Взаимосвязь возрастных особенностей здоровья с правом ездить за рулем тоже очень сомнительна. Те же медики не перестают утверждать, что болезни сердечно-сосудистой системы из года в год молодеют, и инфаркт у казалось бы здорового 40-летнего мужчины — уже давно не сенсация. Так кто даст гарантию, что этот самый инфаркт не приключится с этим самым мужчиной за рулем на дороге в час пик? А если он будет еще и водителем автобуса, до отказа набитого людьми?
Кстати, многому в этом отношении можно поучиться у продвинутых американцев. Когда я впервые увидела в центре Нью-Йорка за рулем хорошего авто древнюю бабульку, то просто удивилась. Но когда, стоя на светофоре, повнимательнее разглядела водительницу, то едва не лишилась чувств: на лице у миссис была нацеплена кислородная маска, шланг от которой тянулся ровненько к стоящему на панели приборов дыхательному аппарату. “А что такого, — не поняла моего изумления сидевшая рядом американская подруга. — У бабушки просто астма, вот она и ездит, соблюдая меры предосторожности”.
Уже потом, пожив в США пару месяцев, я перестала удивляться при виде выходящих из машин престарелых водителей с тросточками и ходунками — полноценная жизнь требует полноценных приспособлений. И почему личный автомобиль не может относиться к ним, как та же трость?
Кстати, после долгих разбирательств и ругани справку моему деду все же дали. Но почему-то благодарить медкомисисию за эту подаренную нормальному адекватному пожилому человеку возможность наслаждаться полноценной жизнью еще целый (!) год как-то не хочется.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter