Каждый из нас рискует в одно мгновение стать лицом какого–либо выгодного предложения

Остерегайтесь подделок

Каждый из нас рискует в одно мгновение стать лицом какого–либо «выгодного предложения»...

Вы не раздумывая делитесь в интернете своими фотографиями? Тогда не удивляйтесь, если однажды обнаружите себя в рекламе очередного чудо–средства для похудения или против прыщей, а то и вовсе какой–нибудь «клубнички». Думаете, такая нежданная «слава» грозит только медийным персонам, чьи образы то тут то там без спроса эксплуатируют ловкие пиарщики? Ну да, с баннеров донецкий банк продвигал Брюс Уиллис, а героями одесской рекламы шаурмы попеременно становились Ангела Меркель, Майкл Джексон и Владимир Путин. Но и каждый из нас рискует в одно мгновение стать лицом какого–либо «выгодного предложения». Себе на горе, другим на потеху.


Сам себе не хозяин?


Емельянов М.Ю., диетолог–эндокринолог с тридцатилетним стажем, — сегодня едва ли не самое узнаваемое лицо интернета. Этот специалист мифической «кафедры питания» знаком всем поклонникам «чудесных» свойств зеленого кофе. Ведь обещает просто сказочный эффект — минус 24 килограмма за месяц. Кстати, именно на странички с его изображением попадают интернет–пользователи, щелкнув на рекламу, которая предлагает советы от «известного белорусского диетолога». Об этом «СБ» подробно рассказывала в материале «Ложка дегтя в чашку кофе» (номер за 29 ноября). Вот только люди знающие на снимке вместо раскрученного сетевого специалиста по правильному питанию рассмотрели совсем другого нашего доктора — гинеколога одного из столичных медцентров. Корреспондент «СБ» связалась с Брониславом Станкевичем, именно так на самом деле зовут врача. Оказалось, о такой внезапно нагрянувшей интернет–славе он узнал совсем недавно от родственников. Тут уж к гадалке не ходи: очевидно, что снимки врачей продавцы зеленого кофе понадергали с ресурсов различных медцентров, подставили вымышленные фамилии — и «авторитетное мнение» готово. Мы провели небольшое расследование. Так, заведующий мифической кафедрой питания Климов Л.М. оказался московским хирургом-стоматологом Ушаковым Андреем Ивановичем, а заведующий отделением эндокринологии Петренко Н.В. — неврологом питерской клиники Линкоровым Юрием Анатольевичем. Администраторы сайта белорусской клиники пытались найти концы, но в сети реклама уже настолько распространилась, что и не разберешься, откуда все пошло. Не обращаться же в спецслужбы!


Похожую историю рассказывает и минчанин Глеб, который тоже неожиданно стал лицом рекламы средства для похудения. Начиналось все безобидно: варили с друзьями на кухне кукурузу, устроили веселую фотосессию с початками, а затем один из снимков Глеб поставил в соцсети на аватарку. Фото как фото — харизматичный парень позирует с сочным початком кукурузы. Через пару дней он глазам не поверил, когда его изображение высветилось на рекламном баннере с надписью: «Хватит ковырять в носу — пора худеть!» Остается разве что шутить, мол, еще повезло, попал не в скандальное предложение...

Сложность в том, что право на изображение в нашем законодательстве не прописано в отличие от российского Гражданского кодекса, где есть целая статья «Охрана изображения гражданина» (правда, там есть свои исключения, в том числе съемка за деньги и в общественных местах). Но, отмечает кандидат юридических наук Наталья Довнар, это вовсе не означает, что наши граждане не защищены. Мы можем использовать другие нормы права: в Гражданском кодексе есть статья 151, где прописано, что нематериальные блага каждого из нас охраняются законом, а 152–я говорит о компенсации морального вреда. Можно сослаться и на Закон «О рекламе», где четко указано, что нельзя использовать в рекламе образы наших граждан без их согласия. Кроме того, человек всегда может выбрать один из способов защиты своих гражданских прав, указанных в статье 11 Гражданского кодекса.


В поисках творческого начала


Если вы сами много фотографируете и, скажем, делитесь своими работами в личном блоге, будьте готовы, что на ваш труд найдется немало охотников. Так случилось и с фотографом Надеждой Бужан, которая сделала для своего блога фоторепортаж с соревнований бариста, где демонстрируют мастерство приготовления кофе. А через месяц в меню одного из минских кафе натолкнулась на информацию об этом «баттле» — с собственными снимками в качестве иллюстрации. Для Надежды это стало полным сюрпризом. После консультации у юриста стало понятно, что отстоять свои права будет непросто, так как фото могут приравнять к документалистике, то есть механической фиксации действительности. Другими словами, в нем нет необходимого для защиты авторского права «творческого начала». Впрочем, если докажут, что оно все же есть, — автор благополучно выиграет дело. И такие примеры у ее коллег были. А другой фотограф–блоггер Евгений Громов уже и не вспомнит все случаи подобного «копипаста». Его снимки чудным образом возникали на корпоративном календаре крупной компании, на буклетах предприятий для профильных выставок и даже в книгах. Что уж говорить про интернет, где для многих уже за норму брать чужое без спроса! Стоит ли упоминать, что Евгений узнавал о всех публикациях совершенно случайно.


Юрист Наталья Довнар обращает внимание: здесь уже речь идет об авторском праве. И действительно, чтобы разрешить конфликтную ситуацию, привлекают специалистов, в том числе фотографов, искусствоведов, которые в каждой конкретной ситуации оценивают наличие творческого начала в фотографии.  Если ваши авторские права нарушены в интернете, есть Указ Президента № 60, по которому за содержание сайта отвечает его владелец. Правда, специалисты выделяют один нюанс: если на национальный сегмент интернета еще можно повлиять, то у зарубежных свои законы. Вас чем–то обидели в рунете? Тогда начинает работать сложная схема. Информацию нужно зафиксировать, потом направить в соответствующий российский орган, где решат, уголовно наказуемо данное действие или нет. В общем, как ни крути, украсть чужой снимок легко, а поквитаться за это ох как непросто.


Кстати


Наделал шуму прошлогодний скандал с участием социальной сети Инстаграм, у которой более сотни миллионов пользователей, в том числе немало звезд. Владельцы фотосервиса вдруг объявили, что оставляют за собой право использовать загруженные снимки в рекламе без какой–либо компенсации или предупреждения авторов. А кроме того, предоставлять информацию о своих пользователях соцсети Фейсбук, которая выкупила фотосервис несколькими месяцами ранее. Звезды тут же озаботились защитой своего изображения. «Я покину Инстаграм сегодня же. Просто ужас — почитайте их новые правила!» — заявила певица Пинк. Начали громко возмущаться и другие. Пришлось гендиректору компании Кевину Систроуму поспешить всех успокоить: дескать, вы, уважаемые, недопоняли юридический документ. Конфликт уладили, а звезды, на радость поклонникам, продолжают активно делиться с общественностью кадрами своей личной жизни.


Советская Белоруссия №7 (24390). Среда, 15 января 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter