Остановите Землю - я сойду!

Общество потребления пожирает все вокруг 20 триллионов долларов в 2000 году потратили люди всей Земли на различные покупки.
Общество потребления пожирает все вокруг

20 триллионов долларов в 2000 году потратили люди всей Земли на различные покупки. По сравнению с 1960 годом этот показатель вырос... в 4 раза! Такие данные обнародовала американская экологическая организация "Worldwatch Institute" в ежегодном докладе "Состояние мира-2004" ("State of the World 2004"). По мнению экспертов, сегодня потребление вышло за рамки удовлетворения потребностей и стало целью само по себе. Если этот процесс не удастся остановить, планету ожидает неминуемая катастрофа...

Предтеча

Впервые об этом задумались в 1972 году, когда вышла в свет книга Денниса Медоуза "Пределы роста". Ученый на основе математической модели экономического и экологического развития планеты "Мир-3" обосновал сценарий близкой гибели цивилизации. Впервые прозвучала мысль об исчерпаемости природных ресурсов. Было подсчитано, что при современных темпах развития экономики мир израсходует свои ресурсы к 2020 - 2050 годам. И настоящей сенсацией стало утверждение о неизбежном вымирании самого человека.

Перспективой надвигающейся гибели заинтересовалась ООН. В 1992 году был созван первый саммит Земли. Представители всех стран мира решали, как избежать катастрофы. Итогом горячих обсуждений стала 700-страничная "Повестка на XXI век". Казалось, планета спасена...

Через 10 лет эту встречу назовут "Саммитом несбывшихся надежд". В 2002-м мир окажется дальше от устойчивого развития, чем десятилетием раньше...

Ради жизни на земле

Организация "Worldwatch" утверждает: почти 1,7 миллиарда человек являются сегодня потребителями. И это грозит не только диспропорцией между богатыми и бедными. Проблема куда серьезнее - окружающей среде может быть нанесен непоправимый урон. "Глобальный рост потребления подчиняется ритму, который планета не выдерживает. Об этом свидетельствуют загрязнение окружающей среды, исчезновение лесов, уничтожение природных ресурсов. Человечеству, чтобы выжить, необходимо сократить несоразмерное потребление..." - говорится в докладе "State of the World 2004". Исследователи отметили, что даже в некоторых развивающихся странах - Китае и Индии - потребление также выросло. Интересно, но это заявление спровоцировало резкую реакцию одного из ведущих индийских экологов. "Развивающиеся страны не нуждаются в поучениях со стороны самой прожорливой части мирового сообщества, - сказал он. - Тем более что именно основанные в Америке транснациональные корпорации являются главным катализатором роста потребления, продвигая свои продукты на рынках разных стран..."

Электронные свалки

О том, насколько западный мир преуспел в потреблении, знает даже каждый белорус - по количеству новой одежды в "сэконд-хэндах" и числу подержанных иномарок в стране.

В 2002 году британские экономисты подсчитали, сколько стоит бытовая техника, которую англичане регулярно выбрасывают на свалки. Так вот, стоимость электроники, отправленной в утиль, достигла... 7 миллиардов долларов. Причем, как правило, это была вполне исправная техника, не прослужившая и двух лет. Специалисты объясняют ситуацию тем, что реклама заставляет людей покупать более новые модели компьютеров и мобильных телефонов. А старые не хотят принимать даже в комиссионных магазинах. В Британии одних только бесхозных мобильных телефонов оказалось более 80 миллионов.

Против оголтелого потребления выступил даже папа Римский. Накануне Рождества 2002 года он обратился к верующим на площади Святого Петра в Риме. "Нельзя, - сказал он, - заменять прекрасную традицию рождественских подарков оголтелым скупанием всего и вся, лишь бы это было перед Рождеством. Реклама рисует псевдокартину праздника и противоречит поведению христианина в этот святой день".

Мода на гипермаркеты

Кстати, в Москве потребитель сегодня также говорит не о дефиците, а о гипермаркетах, супермаркетах и дискаунтерах. Количество супермаркетов выросло в России на 50 процентов! И хотя питание "съедает" до 45 процентов дохода россиянина, как только у него появляются "лишние" деньги, он с радостью вкладывает их в мебель, бытовую технику и парфюмерию (по данным института маркетинговых исследований "Gfk Rus"). В 2002 году на тысячу человек в Москве приходилось... 42 кв. м торговых площадей.

Интересно, что белорусы, согласно отчету Министерства статистики и анализа, в прошлом году также больше тратили денег (по сравнению с 2000 годом) на мебель и товары культурно-бытового назначения, на предметы личной гигиены, на здравоохранение, образование, культуру, отдых, на транспорт и связь и на прочие товары и услуги.

Спасет ли мир красота?

Когда рост потребления очевиден, то есть ли вообще спасение от близкого краха цивилизации? Ученый Александр Сыкало утверждает, что есть.

- Сейчас интенсивно развивается культурологическая концепция перехода к устойчивому развитию. Восклицание "Жизнь или культура!" куда актуальнее, чем "Жизнь или кошелек!". Впервые общество радеет о повышении знаний и богатства каждого. В этом суть концепции - способствовать личностному и карьерному росту каждого человека. Мир должен отказаться от конкуренции. Как ни парадоксально, но это - западня для его развития.

Мы наконец-то должны научиться управлять информацией. Каждый сотрудник, чтобы принимать правильные решения, должен иметь доступ ко всей информационной базе предприятия. Ради выживания человечества мы должны направлять финансы и усилия в сферу образования, воспитания и культуры. Нужно научить людей жить в условиях устойчивого развития.

Мечты о памперсе и "Сникерсе"

Интересно, а что про "общество потребления" думаем мы с вами? Этот вопрос я подняла на одном из форумов в Интернете. Откликов пришло поразительно много. Вот самые любопытные.

Сильвестр: "Общество потребления - это пропагандистская выдумка западных идеологов. На самом деле речь идет о высочайшем развитии производительных сил, прежде всего в США после войны".

SSR: "Я ненавижу общество потребления. Функциональность предмета заменяется псевдокрасотой и псевдовозможностями. Это проявляется во всем - начиная с крашеных пластиковых бамперов автомобилей и заканчивая сменными панелями, полифонией и цветными экранами в мобильном телефоне. Мечты о звездах сменились мечтами о толстом памперсе и вкусном "Сникерсе".

Ром: "Интересно, что в старой фантастике звездолеты были фантастически реальны. Вспомните, как Лем описывал ракету Пиркса или "Альбатрос", "Непобедимый"! Так и чувствовалась в руках губчатая резина рукояток, в лицо бил упругий ветер из вентиляции реакторного отсека..."

FC-AL: "А что же в реальности? Почему современные авторы не могут описать звездолета, который казался бы таким реальным, что кажется, он будет построен завтра? Ответ прост: обществу потребления это не нужно, более того, сама способность мечтать, хотеть того, чего ты не видишь, - утрачена. Мир наполнился эрзац-суррогатами. Вместо нормальной еды - фаст-фуд и модифицированная пища. Вместо любви - быстрый секс".

SSR: "Потребителя не интересует "реальный" прогресс, его приучили, что прогресс - это когда появляется новая лампочка или кнопка. Потребитель не задумывается, что его "новые" телевизоры со сверхплоским экраном работают в соответствии с телевизионными стандартами середины прошлого века! Суть не изменилась, изменилась лишь форма. Электроутюг 90-х по сравнению со своим собратом из 50-х годов стал лишь более пластмассовым и зализанным. От того, что каждые 3 - 4 месяца выходят новые модели пылесосов и стиральных машин, отличающиеся только кнопкой, - прогресс вперед не движется. Но потребителю вдалбливают: "Новое! Революционное! Новая быстрая кнопка! Новая удобная ручка! Креативный дизайн" - и потребитель бежит скорее покупать новое чудо, которое внутри такое же, как и старое".

Внутри наших "быстро прогрессирующих" компьютеров по-прежнему стоит цифровая молотилка и фон-неймановская машина в той или иной вариации. Где они, андроиды и азимовские роботы? Зато - Интернет с кучей картинок. То, что могло стать Большим Всепланетным Информаторием, стало в руках потребителей красивой, но малофункциональной игрушкой. Увы...

Итак, потребитель вполне доволен симуляцией прогресса, его интересуют КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ изменения либо изменения формы. И эта цивилизация, подобно раковой опухоли, распространяется по планете, стремительно пожирая ресурсы. А когда они кончатся - уже поздно будет проводить НИОКР по термоядерному синтезу и строительству автоматизированных лунных заводов...

А что думаете вы?



Справка: Александр Иванович Сыкало - доцент факультета философии и социальных наук БГУ, кандидат медицинских наук. Сопредседатель Белорусской экологической партии "зеленых" (БЭЗ), председатель Минского экологического совета, член координационного общественного совета по экологии при Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды, эксперт ПРООН по устойчивому развитию, автор раздела "Стратегии устойчивого социально-экономического развития Беларуси до 2020 года".



Косметика и образование

В 1998 году генеральный секретарь ООН Кофи Аннан обнародовал официальный документ ООН о фактах современной действительности, требующих осознания. Итак, о расходах, потребителях и возможностях.

Косметика и образование. Американцы тратят более 8 млрд. долларов в год на косметику - это на 2 млрд. долларов больше, чем годовая потребность для базового образования каждого человека в мире.

Корм для домашних животных и здоровье. Американцы и европейцы тратят 17 млрд. долларов в год на корм домашним животным. Это на 4 млрд. долларов больше затрат на обеспечение основных потребностей в здоровье и питании для каждого человека в мире.

Мороженое и вода. Европейцы тратят 11 млрд. долларов в год на мороженое, что на 2 млрд. долларов превышает ежегодные затраты на чистую воду и систему канализации мировой популяции.

Наиболее богатая пятая часть жителей Земли потребляет 86 процентов всех товаров и услуг, в то время как наиболее бедная пятая часть - лишь 1,3 процента. Богатые потребляют 45 процентов всех запасов мяса и рыбы, 58 процентов всей энергии, 84 процента всей бумаги и владеют 87 процентами всего автотранспорта.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter