В Могилевской области возбуждено 145 уголовных дел из-за семейно-бытового насилия – история одного абьюза

Остановить абьюзера

С домашним насилием борются и общественность, и правоохранительные органы. Однако далеко не до каждого семейного скандалиста удается достучаться, и тогда приходится применять жесткие меры. 

Фото  pixabay.com

Избиение довело до смерти

Уроженец и житель Мстиславля Сергей Васильев недобрым нравом отличался с молодости. Довольно рано женился на милой девушке Оксане, однако брак для последней стал несчастливым. Чуть ли не с первых дней семейной жизни молодой муж был грубым, распускал руки. 

За очередное избиение супруги суд приговорил Сергея к полутора годам ограничения свободы без направления в исправительное учреждение. Оксане пришлось жить под одной крышей с мучителем в постоянном напряжении и страхе. И вскоре выяснилось — не напрасном: очередное избиение Васильевым супруги закончилось ее смертью. 

За убийство суд вынес суровое наказание — 13,5 года лишения свободы. 

Выйдя на свободу, уже немолодой Васильев нашел вторую жену — на 30 лет моложе. Казалось бы, живи и радуйся своему счастью. Увы, Сергей взялся за старое. 

Психологи предупреждают: абьюзер — человек с травмированной психикой, который испытывает удовольствие от моральной или физической боли своей жертвы. Елена, вторая жена Васильева, знала биографию своего благоверного и, наверное, предполагала, чего от него можно ожидать. Но, как считают специалисты, огромное количество людей готово вступать в подобные отношения и неосознанно терпеть издевательства. При этом изменить себя домашнему драчуну крайне сложно, почти невозможно, ведь это его сущность. А под действием алкоголя, перестав себя контролировать, сдерживать эмоции, человек становится способен на что угодно. 

Впрочем, и Елена вела не самый благопристойный образ жизни: выпивала, нигде не работала. Содержал ее Сергей — каменщик высокого разряда. Как ни странно, при всех своих недостатках работы он не боялся, имел хорошие деньги. Однако, вернувшись домой, становился совсем другим человеком: оскорблял супругу, бил ее. 

К счастью для него, Елена была отходчивой: как только дебошира пытались призвать к ответу, сама же за него заступалась, уверяла, что он хороший и добрый. Так что довольно долго такое поведение не имело для Сергея никаких негативных последствий. 

Рос в этой семье и ребенок, которого органы опеки у Васильевых забрали, отдали в опекунскую семью. Родные мать с отцом по этому поводу не слишком-то опечалились.

Дорога в колонию

О крутом нраве Сергея в городе знали. Однажды к Елене пришла подруга Катя, которая Васильеву не понравилась, и он ее ударил. Досталось и Елене, попытавшейся заступиться за гостью. Подруги в нехорошую квартиру заходить перестали. 

В другой раз Елена была у родителей на поминках по родственнице, Васильева не позвали. Однако он явился без приглашения, вызвал супругу на улицу для разговора, повалил в снег, стал избивать руками и ногами. Это видели многие, сочувствовали Елене, осуждали ее мужа. Но молчали, сор из избы не выносили. 

Во время очередного скандала с оскорблениями и побоями молодая супруга сбежала к родителям. Мать Елены, терпение которой лопнуло, обратилась в милицию за помощью. 

За Васильева взялись серьезно. Он снова предстал перед судом, за истязание. Но учитывая, что жена не имела к нему претензий, дебошир снова отделался мягким наказанием: годом ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа. К тому же его обязали пройти принудительное лечение от хронического алкоголизма по месту жительства. 

Однако прокуратура Мстиславского района не согласилась с таким приговором, сочтя наказание несправедливым, слишком мягким. Ведь именно потому, что Васильева в свое время не изолировали от общества, оставили под одной крышей с его жертвой, погибла его первая жена Оксана. По мнению прокуратуры, суд не учел тяжесть преступления и личность обвиняемого, которого трижды привлекали к ответственности за насильственные преступления в отношении близких. Кроме того, только за последнее время Сергей совершил девять административных правонарушений — мелкое хищение, мелкое хулиганство и прочие. 

Прокуратура принесла протест. И несмотря на то что Елена очень просила суд не лишать свободы мужа-кормильца, ближайший год 52-летний Васильев проведет в исправительной колонии строгого режима. Также ему придется уплатить штраф 30 базовых величин. 

КОМПЕТЕНТНО

Елена Сафонова, старший прокурор отдела прокуратуры Могилевской области:

— Уголовные дела о преступлениях, преду­смотренных ч.1 ст.154 Уголовного кодекса, относятся к делам частно-публичного обвинения и возбуждаются не иначе как по заявлению лица, пострадавшего от преступления. Вместе с тем законодатель предоставил прокурору право возбудить уголовное дело при отсутствии такого заявления, если преступления затрагивают существенные интересы государства и общества или совершены в отношении лица, находящегося в служебной или иной зависимости от обвиняемого либо по иным причинам не способного ­самостоятельно защищать свои права и законные интересы. Отличительной особенностью таких дел является то, что после их возбуждения они не могут быть прекращены в связи примирением лица, пострадавшего от преступления, с обвиняемым.

В нашем случае супруга с таким заявлением в правоохранительные органы не обращалась. Поскольку обвиняемый, будучи ранее судимым за убийство, причинение менее тяжких телесных повреждений и угрозу убийством, продолжил применять насилие в отношении зависящих от него членов семьи, прокурор Мстиславского района возбудил в отношении него уголовное дело за истязание супруги. 

В целях профилактики тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья только за минувшее полугодие прокурорами Могилевской области возбуждено 145 уголовных дел в сфере семейно-бытового насилия. 

mendeleva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter