Что надо предусмотреть, чтобы в химчистке не испортили вещь и настроение

Остались без пуговиц — пеняйте на себя

Китайские ученые изобрели ткань, которая самоочищается под воздействием ультрафиолета. Достаточно прогуляться по яркому солнышку, и ваша одежда засияет чистотой. Но до той поры, когда экологическое чудо станет доступно массовому потребителю, пройдет немало времени. Пока же одежду, которую в домашних условиях сложно привести в порядок, приходится отдавать в ближайшую химчистку. Не секрет, что такой сервис порой напоминает лотерею: одни клиенты довольны услугой, другие разочарованы тем, что любимая дубленка или кофточка потеряла внешний вид. Те, чьи ожидания обмануты, иногда не только возмущаются, но и пишут жалобы, обращаются к юристам. Правда, и такие меры не всегда срабатывают. Клиент тоже не всегда бывает прав.



Можно ли избежать подобных проблем? Как грамотно действовать, если вы остались недовольны химчисткой?

Еще пару десятков лет назад мы отдавали в химчистку только самые дорогие вещи, которые вернуть к жизни в домашних условиях не представлялось возможным. Остальные чистили подручными средствами. Помогали в этом советы из книг по домоводству. В ход шли уксус, нашатырный спирт, ацетон.

Современные химчистки способны творить чудеса. По сообщению Минторга, на белорусском рынке оказывают услуги 269 таких предприятий. Технологии шагнули далеко вперед, и специалисты “чистого бизнеса” готовы браться за самые трудновыполнимые заказы. В обработку принимаются перчатки, сумки, детские коляски, натуральные меха. Наряду с аква- и сухой чисткой появились “новинки” — чистка в углеводородных растворителях, экологически чистая обработка.

— Чего нам только ни несут — рубашки, костюмы, шубы, кожаные пальто, детские игрушки, — говорит аппаратчик одной из минских химчисток Оксана Ярошевич. — Зато появилась другая проблема. Порой в химчистку сдают одежду, которая закуплена и пошита неизвестно где. Качество разное. К примеру, приносят пальто или дубленку с лейблом известной фирмы. Клиентка хвалится, мол, на рынке купила — Франция! А у нас глаз наметан. Мы видим, что вещь кустарная и после чистки может пойти пятнами, сесть, швы расклеятся. Нас, мастеров химчистки, производитель “подводит” и тогда, когда вещь вроде бы и качественная, но скомбинирована из материалов, которым требуются разные способы чистки. Поэтому беседуем, объясняем заказчику, предупреждаем о возможных последствиях. Есть и особая категория клиентов — те, кто стал жертвой разрекламированных пятновыводителей. Купив их, используют, даже не удосужившись прочитать о способе применения. И портят вещи. А нам приходится исправлять ошибки таких алхимиков.

Как-то и мне на собственном опыте пришлось убедиться, что изображение перечеркнутого тазика на этикетке одежды еще не гарантия, что химчистка пойдет ей на пользу. Минувшей весной, чтобы привести в порядок замшевую куртку, обратилась в химчистку. Спустя неделю пришла за “обновкой”. Вещь посвежела, форму не потеряла. Однако потрескались плетеные кожаные вставки на рукавах и карманах.

— Мы же вас предупреждали, что отделка после чистки может потерять товарный вид, — напомнила мне мастер, увидев, что я огорчилась. — Куплена ваша вещь на рынке. А производитель-частник может на этикетке нарисовать что угодно. Обидно, конечно, тем более что услуги химчистки сегодня не дешевое удовольствие.

Теперь и я советую своим знакомым: прежде чем отдать вещь в химчистку, внимательно читайте договор, в котором должно содержаться предупреждение, касающееся всех возможных последствий.

— Отзывы клиентов, недовольных услугами химчистки, чаще возникают в межсезонье — осенью или весной, — рассказывает юрист Минского общества потребителей Анна Кришань. — Много жалоб на утерянные или оторванные элементы декора одежды, испорченный цвет ткани или меха. Либо сама процедура оказывается неэффективной, то есть деньги уплачены, а пятна как были, так и остались.

Во-первых, приемщик должен посвятить клиента хотя бы немного в технологию процесса: пояснить, какой чистке вещь будет подвергаться — сухой или влажной, какие химикаты применяются в тех или иных случаях. Иными словами, дать достоверную информацию об оказываемой услуге.

В уважающей себя фирме, перед тем как принять вещь у клиента, определят степень ее изношенности. Это необходимо в обоюдных интересах. Специалисты не просто должны дать вам на подпись договор, но и предупредить письменно о возможных негативных результатах именно для вашего случая. К примеру, что вещь может сесть или полинять. Получив ее после оказания услуги на руки, хорошенько осмотрите и только после этого подписывайте акт выполненных работ. А то ведь бывает и так, что пиджак, пальто или брюки уже упакованы в полиэтиленовый пакет, распаковывать их клиент то ли ленится, то ли спешит куда-то. И только дома, рассмотрев брак, бежит опять к мастерам — мол, ваша ошибка, исправляйте!

Если что-то в работе мастеров вас не устраивает, предъявляйте претензии в письменной форме сразу. До подписания акта о приемке изделия требуйте, чтобы провели проверку качества, назначили экспертизу, если на чистку есть гарантийный срок. В случае его отсутствия обращайтесь в общество потребителей. Если в ходе экспертизы окажется, что вещь почищена с нарушением технологии, химчистка должна будет возместить ее стоимость.

И еще. Выбирая химчистку, изучите предложения различных фирм, отзывы о них потребителей на форумах.

zaxarova@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter