Остались без адреналина

Размышления у опустевших трибун

Размышления у опустевших трибун


История — не коллекция побед и поражений, это своего рода учебник, пролистав который можно не только вспомнить прошлое, но и предсказать будущее. Чемпионат мира в Германии — первый в новом олимпийском сезоне — задал не только много вопросов, но и дал немало ответов.


Темная сила


До недавнего времени считалось, что для того, чтобы стать самым быстрым бегуном в мире, надо родиться на Ямайке, но вовремя ее покинуть. Бен Джонсон, Линфорд Кристи, Донован Бэйли — все эти выдающиеся спринтеры были урожденными ямайцами, но выступали за другие страны — Канаду, США и Великобританию. Так было до Асафы Пауэлла, доказавшего, что побеждать можно и с ямайским паспортом...


На одних бегунах в нынешнем сезоне сборная этой страны сумела занять второе место в медальном рейтинге чемпионата мира, на пару с кенийцами отодвинув на четвертое место потенциально куда более универсальную, мощную и ровную команду России. За последние годы тренерам удалось невозможное: убедить своих подопечных всерьез заняться технической стороной бега, перестать уходить с тренировок на дискотеки и начать вынимать наушники из ушей еще в раздевалке, а не перед самым выстрелом стартового пистолета. И результат не заставил себя ждать. 7 золотых наград чемпионата мира! Но главное — эстафеты. Самородки — они ведь везде появиться могут. А вот собрать 10 равных по силам атлетов, которые без всяких «но» и «если» смогли бы выиграть у грандов вроде США или Великобритании... Это очень серьезно.


Серьезно еще и с той точки зрения, что подобные взлеты в мире современного спорта тотчас рождают целый ворох допинговых слухов. Особенно это касается спринта с его в последние годы серьезно подмоченной репутацией. Особенно в случае с такими странами, как Ямайка, где допинг–контроль весьма далек от совершенства. «У меня в голове не укладывается, как можно улучшить результат на стометровке на четыре десятых за один год, — недоумевал Карл Льюис, американский король спринта. — Если у вас после этого не возникает сомнений в честности Болта, то вы — полный идиот». В пользу теории Льюиса говорит и скандал, в котором накануне чемпионата мира оказались замешаны пятеро ямайских спортсменов. Однако «неизвестное вещество», в использовании которого обвиняли островитян, — это, простите, детский лепет. Сам Болт уверяет, что отродясь не употреблял ничего необычного.


Жизнь и игра


Современный спорт — это бизнес. Это война. Это химическая лаборатория. Об этом нам ежедневно толкуют с телеэкранов, пишут в газетах. Куда реже вспоминают, что громкие победы — это еще и психология. Причем далеко не в последнюю очередь. По словам главного тренера белорусской сборной Анатолия Бадуева, в мире существуют три тренировочные методики. Американская скоростная, ямайская скоростно–игровая и тягловая, которая лежит в основе европейской и в первую очередь советской школы. И результаты минувшего чемпионата мира четко расставляют акценты в споре приверженцев каждой из трех систем. И дело не только и не столько в карнавальном шоу Усэйна Болта. Хотя раскованность и показная бравада ямайца еще до старта психологически уничтожают его противников и позволяют самому чемпиону спокойно делать на дорожке то, что он действительно умеет. А Роберт Хартинг? Вспомните, какой перформанс с «кинг-конговским» разрыванием майки на груди и поднятием над головой талисмана соревнований устроил немец после победы в турнире дискоболов! А Фридрих, эмоции которой были видны даже на самых дальних рядах стадиона! А Анита Влодарчик? Они не просто выполняли заученные до автоматизма движения. Они жили, играли, не боялись ошибиться. Рисковали, не думая о возможных последствиях. И эта игра дарила им превосходство. Не в этом ли заключается причина того, что на турнирах уровня чемпионатов мира или Олимпиад нашим соотечественникам оказывается так непросто даже повторить свои личные достижения?


Дело молодое


Первый чемпионат олимпийского сезона — турнир молодой. На верхние ступени пьедестала поднимаются те, кто еще вчера был участником молодежных турниров и только–только расстался с приставкой «перспективный». 21 — 24 года. Вот возраст главных действующих лиц минувшего чемпионата мира. И роли свои дебютанты сыграли блестяще! Кто, скажите, готов был поставить деньги на 21–летнюю австралийку Дани Самуэльс, взявшую «золото» в метании диска? Или на 20–летнюю китайскую толкательницу ядра Лиао Гонг? А она ведь, по секрету сказать, еще и копье метает... А 20–летние поляк Сильвестер Беднарек и Рауль Спанк из Германии, разделившие «бронзу» в прыжках в высоту! Да и 24–летнюю Аниту Влодарчик — новоявленную рекордсменку мира в метании молота — наверняка можно вспомнить. А что наши? «Этот чемпионат должен был в первую очередь дать ответ, с кем можно продолжать работать, а кого придется «отцепить», — рассуждал после возвращения домой Анатолий Бадуев. «Не нужно паниковать, — считает тренер. — Просто нужно сделать правильные выводы, обозначить план и вновь начинать работать». В конце концов, нынешний медальный провал — далеко не первый в истории белорусской сборной. И каждый раз команде удавалось с честью преодолевать трудный период.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter