Народные мотивы, облака и торжество зелени — новые станции метро будут выглядеть по‑инстаграмному

Особый вайб

Представьте, что вы оказались на взлетно‑посадочной полосе или в весеннем саду, но… под землей. Такие ощущения будут возникать у пассажиров на новых станциях третьей линии метро: «Аэродромная», «Неморшанский сад» и «Слуцкий Гостинец». На каждой из них проектировщики запланировали создать с помощью технических решений и цветовых акцентов особую атмосферу, обыграв в дизайне названия. Специалисты уже приступили к отделке, и кое‑где начали вырисовываться индивидуальные черты станций. Посмотрим?

Простор и много воздуха

Стройка на всем маршруте идет круглосуточно и без выходных, на сооружении подземки заняты около двух тысяч человек. Самая высокая степень готовности у станции «Аэродромная» возле жилого комплекса «Минск Мир». Пассажиропоток здесь ожидается внушительный. Котлован станции уже засыпали, сейчас масштабное строительство продолжается под землей. Над входами специалисты строительно‑монтажного управления собирают металлоконструкции павильонов, которые затем остеклят. Отделка станции — на финишной прямой, рассказывает заместитель главного инженера УП «Минскметрострой» Сергей Гречкин:

— На платформенном участке и вестибюлях уже приступили к монтажу архитектурных форм, которые придадут станции индивидуальный облик. Параллельно занимаемся монтажом оборудования, устанавливаем эскалаторы в вестибюле и входных зонах. К монтажу защитных экранов у края платформы приступим в следующем году. На предпусковой период оставляем покраску стен, установку декоративных люстр и информационных экранов.
Кстати, об индивидуальном облике. Конструкция у «Аэродромной» сводчатая, то есть без колонн, в отличие от двух других новых станций. Благодаря этому на платформе очень просторно, много воздуха. Так проектировщики решили отразить в интерьере тему полета. Главным цветом станет холодный голубой с вкраплениями белого, синего и серого. Потолки на платформе выполнят из матовой нержавеющей стали, на них установят светильники, которые будут вызывать ассоциации с облаками.
«Аэродромная» в перспективе станет пересадочной станцией, поэтому под платформой и в одном из вестибюлей сразу заложили пешеходные переходы на будущую четвертую линию. До начала строительства пересадочный узел законсервировали. По генеральному плану развития Минска следующую, четвертую линию, в состав которой войдут 17 станций, планируется сделать кольцевой — она будет дублировать второе автотранспортное кольцо.

Отличительная черта станции «Аэродромная» — отсутствие колонн.

Деревья вместо колонн

На станции «Неморшанский сад», что около больницы скорой медицинской помощи, пассажиры ощутят себя словно среди зеленых деревьев. На перроне — два ряда колонн, стилизованных под древесные стволы, а потолки — под крону.

Сейчас специалисты облицовывают гранитом платформенный участок. Плитку для вестибюля, которую раньше закупали в Украине, теперь производят в Беларуси из российского сырья. В ближайшее время приступят к сооружению металлоконструкций павильонов над входами в метро.

Лестницы и эскалаторы к платформе уже монтируют. Здесь будет односторонний выход.  


Кстати, на станциях третьей линии впервые в истории минской подземки устанавливаются отечественные эскалаторы. Их производит завод в Солигорске. Габаритную технику на глубину спускают в разобранном виде на гидравлических тележках, а затем соединяют воедино с помощью сварки непосредственно в зоне монтажа.
Рельсы уже на месте. Метростроители уложили их на всем участке от тупиков станций «Ковальская Слобода» и «Неморшанский сад», теперь движутся в сторону «Слуцкого Гостинца». Что бросается в глаза, так это верхнее строение пути. Его на третьей линии выполняют по особой технологии: чтобы поездка была более комфортной и менее шумной, рельсы кладут на специальные блоки, которые гасят вибрацию и звук.

Так будет выглядеть станция метро «Слуцкий Гостинец».

Современный взгляд на орнамент

Готовность третьей станции ниже, ведь к ее строительству приступили позже. Она станет конечной и самой крупной на всем участке. Вместе с тупиками для оборота и стоянки поездов длина «Слуцкого Гостинца» составляет почти полкилометра!

— Конструкции тупиков протяженностью около 150 метров еще предстоит доделать. Для этого необходимо организовать объезд для наземного транспорта. Как постоянный участок улицы Кижеватова он появится в ближайшее время, — делится планами Сергей Гречкин. — Большой объем работ выполнили по служебным и техническим помещениям. Они скрыты от глаз пассажиров, но крайне важны для бесперебойной работы метро.


Конструкции вестибюля и платформенного участка уже соорудили. Сейчас рабочие строят входы. Спускаемся на станцию: стены на платформенном участке уже окрашивают в синий — это здесь ключевой цвет. 
В основу дизайна положены народные мотивы, узоры старинных белорусских мужских поясов. Приступили к работе специалисты и по различным инженерным системам: связь, электрика, сантехника. Вскоре планируется начать монтаж лифтов.  
К слову, в перспективе третья линия метро будет состоять из 14 станций. Общая ее протяженность составит около 16 километров.

Электродепо «Слуцкое»

Обслуживать поезда третьей линии метро будет электродепо «Слуцкое» — объект площадью около 10 гектаров, включающий около 15 различных зданий и сооружений. Здесь разместятся, в частности, административно‑бытовой корпус, мотовозный цех, камера мойки составов. И совмещенная тяговая подстанция, которая представляет собой большую комнату с целым комплексом оборудования. Она в будущем обеспечит работу абсолютно всех систем. Например, именно из этой комнаты будет поступать электричество для движения составов. В эксплуатацию электродепо введут вместе с тремя станциями.

Плюс четыре

В планах — продвижение Зеленолужской линии на север. Специалисты уже приступили к строительству следующего участка третьей линии. Это четыре станции в направлении Зеленого Луга: «Профсоюзная» (пересечение пр‑та Победителей и ул. Мельникайте), «Переспа» (ул. Кропоткина — пр‑т Машерова), «Комаровская» (ул. В. Хоружей — ул. М. Богдановича) и «Парк Дружбы народов» (пл. Бангалор). Они расположатся на отрезке более четырех километров и будут возводиться открытым способом.

Около площади Бангалор готовят территорию для тоннелепроходческого механизированного комплекса «Алеся». Сейчас специалисты перекладывают тепловые сети, ливневую и хозбытовую канализации, кабели электроснабжения и газопроводов, линий связи, освобождают место под строительство котлованов.  


Участок здесь непростой. Во‑первых, в районе застройки советских времен встречается немало неучтенных инженерных сетей. Во‑вторых, необычные гидрологические условия — уровень грунтовых вод залегает всего на 2,5 — 3 метрах, на некоторых объектах потребуется его снизить.
— Монтаж «Алеси» планируется начать в следующем году, — уточняет Сергей Гречкин. — Первым делом она проложит тоннель от площади Бангалор в направлении улицы Мельникайте. По итогам изысканий каких‑либо серьезных проблем с грунтами не обнаружено. Однако придется пройти под Свислочью, метростроители это уже не единожды делали на других линиях. Будет выполнена так называемая монолитная подушка, которая обеспечит защиту перегонных тоннелей от поступления воды и проседания грунта в момент строительства.


Станции объединят в одну стилистическую семью с преобладанием хай‑тека и образов сил природы. В дизайне будут прослеживаться мотивы огня, воды и земли. 
Пока дизайнеры окончательно определились с внешним обликом двух станций — «Переспа» и «Профсоюзная». Известно, что на «Профсоюзной» будет использована желтая цветовая гамма. Графические полотна в торцах платформы выполнят при помощи печати на стекле типа «триплекс». Альтернативой печатным панно послужат интерактивные с художественными графическими изображениями в изменяемом режиме.

Будущий облик станции «Профсоюзная».

Станцию «Переспа» выполнят в сине‑бирюзовой цветовой гамме. В центральной части потолка планируется светящаяся декоративная конструкция. Стилистически и композиционно она станет продолжением графического панно на стене. Основное освещение платформенного участка расположится на балках между колоннами. Плюс декоративное закарнизное освещение, создающее определенные световые спецэффекты на поверхностях.

Загруженность на участке от «Профсоюзной» до «Парка Дружбы народов» будет высокой — новые станции появятся рядом с густо заселенными кварталами. Кроме того, новая линия будет ориентирована на жителей ЖК «Северный Берег».

Синий и серый — основные цвета станции «Переспа».

БИОГРАФИЯ ПОДЗЕМКИ

29 июня 1984 года, в канун 40‑й годовщины освобождения Минска от немецко‑фашистских захватчиков, началось регулярное движение поездов Минского метрополитена. Была запущена первая линия от станции «Институт культуры» до станции «Московская» протяженностью 7,84 километра с восьмью станциями и электродепо «Московское». На схеме Минского метрополитена линия синего цвета.


С 1985 года начато строительство первого участка Автозаводской линии (красная) от станции «Тракторный завод» до станции «Фрунзенская». Его протяженность составила 6,12 километра. В 1990 году в постоянную эксплуатацию введены первые шесть станций линии.

К строительству третьей линии, Зеленолужской, приступили летом 2013 года. Первые четыре станции открыли в ноябре 2020‑го. Она должна связать Курасовщину с Зеленым Лугом. На схеме линия зеленая.


ЭТО ИНТЕРЕСНО

Среди самых нестандартных станций минского метро выделяют три — «Октябрьская», «Площадь Победы» и «Первомайская».

Метровокзал на «Октябрьской» запроектирован двухэтажным. Подземное пространство над станцией сперва планировали под выставочный зал, а в результате оборудовали кассы предварительной продажи билетов. Сейчас на их месте расположен ТЦ «Купаловский». «Площадь Победы» уникальна своим пешеходным переходом в форме кольца, в который включен и отдельный мемориальный зал, располагающийся под обелиском. «Первомайская» же планировалась с центральной островной платформой, а в итоге станцию построили в виде двухэтажного комплекса с боковыми платформами — уникальное для столичного метро решение.

ФАКТЫ

Из‑за высокого уровня подъема грунтовых вод у станций минского метро небольшая глубина заложения — всего 10 — 17 метров. Самая глубокая на сегодня — «Юбилейная площадь», расположенная в 25 метрах под землей.

ЦИФРЫ

Каждый день подземный транспорт перевозит 700 тысяч человек. Сегодня на трех ветках работают 33 станции.

Со всеми удобствами

Минское метро облегчило жизнь владельцам проездных


Метрополитен обновил свой сайт. Помимо изменения дизайна, самым заметным отличием стал информационный модуль «Сведения о проездном билете». Эта функция показывает последние имеющиеся у метрополитена данные о проездном. Для проверки необходимо в пустое поле ввести номер вашей карты и нажать на кнопку «Проверить карту». Если номер указан правильно, вы увидите информацию, если с ошибкой — появится соответствующее уведомление.

Не впадают в спячку

Что значит «зимний режим работы», на который перешел метрополитен?


На первой и второй линиях интервал движения поездов в утренние часы пик (с 07:00 до 09:00) теперь составляет 2 минуты, а в вечерние часы пик (с 17:00 до 19:00, в пятницу — с 16:00 до 18:30) — 2,5 минуты. Станции работают для приема пассажиров с 05:30 до 00:40. Вестибюль № 1 станции «Купаловская» (вход со стороны улицы К. Маркса) открыт для приема пассажиров с 07:00 до 21:00.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter