Да, нашей промышленности нынче приходится нелегко. Но сегодня даже многие мировые корпорации через раз дышат. Давайте почитаем Bloomberg. На прошлой неделе опубликовали исследование: количество крупнейших торгуемых американских компаний-зомби (платят по процентам больше, чем зарабатывают) с начала пандемии увеличилось на 200 единиц. А из 3000 крупных фирм «зомбированных» — 527. Причем их общий долг за год увеличился почти в четыре раза и достиг 1,4 триллиона рублей! Грубо говоря, 17 процентов американских флагманов убыточны. Показатель сопоставим с белорусским. Но никто же не собирается эти активы ликвидировать. Наоборот, выделяются триллионы, чтобы их спасти. Проблемы приходят и уходят, а рабочие места, налоги, экспорт остаются.
Чем наша промышленность хуже? Предчувствую ответ, мол, она же неконкурентоспособна, на склад работает. Да, когда-то была и такая проблема. Достаточно давно, в нулевых. Действительно, тогда всем миром, а точнее органами государственного управления, реализовывали залежавшуюся продукцию. Но от складской болезни избавились. Надеюсь, раз и навсегда. Только сторонники перемен этих самых перемен и не замечают.
А они-то произошли. Невзирая на все сложности, у большинства предприятий склады-то нынче пусты. И показатель складских запасов колеблется в пределах 60—70 процентов от среднемесячного производства. Иногда чуть-чуть растет, иногда снижается. Но раскрою секрет для прогрессивных экономистов: как такового норматива по складским запасам не существует! И выдумывать его очень глупо, ибо у каждого предприятия свои подходы, которые зависят не только от стратегии развития, но и от специфики выпускаемой продукции. Спрос почти на все товары подвержен сезонным колебаниям. Пик поставок сельскохозяйственной техники приходится на конец — начало года. Крестьяне продают урожай, подводят финансовые итоги сезона, планируют инвестиционные программы на следующие посевную и уборочную. Телевизоры хорошо продаются под новогодние праздники. Да и в целом спрос на них растет в зимние «домашние» месяцы. Холодильники в ходу в жаркие месяцы. И так по любому товару. Совершенно логично под «высокий сезон» создать определенный запас, прогнозируемый спрос, исходя из заявок. Иной раз на складе находится уже оплаченная продукция. Словом, складские запасы — один из инструментов бизнеса. Насколько он эффективен, отдельный разговор по каждому предприятию или хотя бы отрасли. И сегодня у отечественной промышленности (ну, за мелким исключением) проблемы с запасом готовой продукции не существует. Разве что в воображении некоторых аналитиков. Но если нет проблемы, то ее надо выдумать. Чтобы сделать заранее известный вывод.
volchkov@sb.by