Тренер женской сборной Беларуси по биатлону рассказал о перспективах подопечных в будущем сезоне

Особый путь Федора Свободы

Стартующий в конце ноября сезон для белорусского биатлона обещает стать одним из наиболее непредсказуемых. И дело не только в «уважительных причинах» Дарьи Домрачевой. Еще в мае в женской команде случилась очередная тренерская рокировка. Место всего год рулившего сборной Владимира Королькевича занял россиянин Валерий Польховский. Говорят, не последнюю роль в этом размене сыграло тлевшее весь прошлый год недопонимание между тренером и спортсменами. Сами «стороны конфликта» от комментариев уходят, однако в непосредственном распоряжении пришедшего на смену Польховского также оказалась, по сути, только молодежь. Опытные лидеры, на которых теперь ляжет главный груз ответственности за результат, — Надежда Скардино и Анастасия Киннунен (прежде — Дуборезова) — практически сразу заявили о намерении тренироваться под началом Федора Свободы (на снимке). Специалиста, прежде остававшегося за спиной главных действующих лиц, а теперь неожиданно для многих получившего выход на оперативный простор. 

— Вообще, это была не моя идея — выделить Надю и Настю в отдельную группу. Не знаю, какой была предыстория, но лично мне такой вариант работы предложил сам Польховский. Обсуждали с ним перспективы и ввиду возрастных особенностей спортсменок решили оставить их со мной. В конце концов, программа, по которой девушки работали в прежние годы, им подходила. В подготовительном периоде неизменно росли скорости, что закономерно трансформировалось в прогресс результатов на соревнованиях. Это моя программа и моя тренерская философия, которые я перенял у Клауса Зиберта, за возможность работы с которым благодарен судьбе. 

— Вы работаете отдельно?

— Скажем так: идем своим путем, но при этом находимся в одной команде и все решения принимаем совместно. Это непросто, случаются накладки и сложности. Но ведь в спорах рождается истина.

— В прежние годы вы занимали должность второго тренера, сегодня у вас, считай, своя команда. Для вас это вызов?

— Я не назвал бы это вызовом. И не могу сказать, что мне сложно делать то, чем мы сейчас занимаемся. Если у тренера есть идея и он выбрал путь, остается просто следовать по нему. Да, для этого нужны определенные смелость и готовность рисковать, но в действительности это не так и тяжело. А я своих взглядов никогда не скрывал. Сразу сказал: вот программа сборов, вот нагрузки, вот планируемые изменения в скорости и результатах. Если устраивает — я готов тренировать, если нет, значит, нет.

— Раз у вас все так разложено и спланировано, то, быть может, рискнете предположить, чего ждать от девушек в сезоне?

— Да, могу. Сегодня можно, например, сказать, что Надя зимой будет гораздо быстрее стрелять. Мы два года пытались понять, что можно улучшить в ее стрельбе и какие изменения могут считаться оправданными. Выясняли, насколько быстрее можно действовать на стрельбище без существенной потери результативности. Понятно, что в какой-то мере это риск и снижение результативности все равно будет. Но оно не критично. Сейчас у Нади точность в пределах 92%, будет около 88,5. При этом мы с двух рубежей смогли «сбросить» почти по 10 секунд времени. Сейчас, к слову, выигрыш еще ощутимее: Скардино может проходить рубеж на 15 и даже 20 секунд быстрее, чем прежде, но зимой, в сезоне, нужно рассчитывать на 10 секунд. А это потенциальные 40 секунд преимущества в индивидуальной гонке, хорошая прибавка в эстафете… Тем более тесты показывают, что скорость на дистанции у Нади тоже не падает. О росте, конечно, сложно говорить — спортсменка уже достаточно возрастная, но пока все выглядит вполне оптимистично.


— А что скажете о Насте?

— У нее вырастет скорость на дистанции. На огневых рубежах спортсменка тоже будет действовать быстрее, но пока нам не удается сделать ее стрельбу стоя более стабильной. С другой стороны, на тренировках ее результативность держится на уровне минувшего сезона, но при этом к рубежу Настя подходит быстрее и получает преимущество.

— Вопрос, возможно, несколько прежде­временный, но насколько реально, что на Играх в Пхенчхане мы сможем рассчитывать на успехи в биатлоне?

— Многое зависит от того, как мы сработаем в оставшееся время, как будут развиваться наши спортсмены. Их ведь у нас не очень много, нет огромного резерва. Но если сумеем сохранить то, что есть, и развить сильнейшие качества ребят, мы сможем рассчитывать на борьбу за медали. Это не значит, что я где-то в подсознании надеюсь, что к тому времени вернется Даша и все станет на свои места. У нас есть план, есть видение, куда идти. Но это непростой процесс, требующий совпадения многих факторов. В том числе и удачи. Понимаю, кто-то может улыбнуться, но когда на старт выходят десять равных спортсменов, кому-то из них ведь придется в конечном счете стать девятым и десятым. Кстати, в будущем сезоне главный тренер планирует проведение сбора в те же сроки и приблизительно в том же месте, где будут проходить Игры. Подробности пока не могу раскрыть, но даже к этому моменту хватает вопросов. Кто там будет бегать? Как все пройдет? Какими будут результаты? Спортсмены ведь должны участвовать и в других турнирах. После чемпионата мира (пред­олимпийская неделя пройдет где-то в эти сроки) сразу запланирован очередной кубковый этап…

— Кстати, о составе: и минувший сезон, и недавний летний чемпионат страны показали, что наши юниорки уже бегут быстрее многих членов основной команды…

— Их готовность к включению в наши медальные планы как раз и должен показать будущий сезон. Летний чемпионат, конечно, показатель уровня готовности, но не в полной мере. Есть множество нюансов и различий между роллерами и лыжами, и все расставить по местам сможет только снег. Хотя, конечно, если кому-либо из девочек удастся сохранить скорость и влиться в начале сезона наравне с основной командой, мы будем очень рады. Это, как минимум, будет гарантировать наличие возможности для маневра при определении состава на эстафеты.

komashko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter