Особый отдел

Военной контрразведке — 90 лет

Военной контрразведке — 90 лет


Месяц назад на спортивном празднике Комитета госбезопасности я стал свидетелем обычного на первый взгляд состязания — перетягивания каната. Необычным было лишь то, что одна команда целиком состояла из офицеров Управления военной контрразведки КГБ. Глядя на то, как легко эти парни одолели соперников, я поймал себя на мысли, что им не впервой: вся служба контрразведчиков — своего рода интеллектуальное перетягивание каната, на другом конце которого — иностранные спецслужбы. Как и на спортплощадке, победа в этом поединке — за контрразведкой.


Подробнее о деятельности белорусских военных контрразведчиков мы беседуем с начальником УВКР КГБ полковником Алексеем ЗАХАРОВЫМ.


— Алексей Иванович, у большинства людей слова «военная контрразведка» ассоциируются в основном с временами Великой Отечественной войны...


— Вы думаете, я скажу, что люди неправы? Как раз наоборот, эта ассоциация закономерна. Ведь именно в годы войны был приобретен богатейший опыт, который мы используем и сегодня. Условия, в которых оказалась наша контрразведка в военное время, были совершенно новыми, а на первых порах — и абсолютно невыгодными. В таких непростых обстоятельствах сложилась новая формация военных контрразведчиков: это были люди, пришедшие из окопов, не понаслышке знающие, что такое передовая. По сути, те офицеры–фронтовики создали фундамент, на котором выстроена современная контрразведка.


— Какую же роль она играет в мирное время?


— Традиционно главной и важнейшей задачей остается противодействие разведывательной деятельности иностранных спецслужб. Кроме этого, управление военной контрразведки КГБ выполняет задачи в сфере борьбы с коррупцией и организованной преступностью, незаконным оборотом наркотических средств и контрабандой. В рамках своей компетенции, разумеется. Есть у нас и особые функции по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом.


— Каким образом контрразведка борется с преступностью?


— Надо понимать, что в первую очередь мы предупреждаем угрозы национальной безопасности. В том числе — и угрозы, которые несет с собой преступность. Наша главная задача в этой сфере — добывание упреждающей информации: выявление и разработка организованных преступных групп, коррупционеров, наркодельцов. Мы обязаны уберечь страну от преступлений в сфере военно–технического сотрудничества, предотвратить вывод бюджетных средств за рубеж. Совместно с командованием воинских частей принимаем меры по поддержанию высокой боеготовности Вооруженных Сил, не допускаем втягивания военнослужащих в преступную деятельность.


— Я знаю, что именно военной контрразведке удалось выявить международную преступную организацию, участники которой были осуждены в 2007 году. Это была крупная группа?


— Да, в нее входило около 70 человек. Занимались контрабандными поставками в Беларусь различных товаров, скрывая их от таможенного и пограничного контроля. Кстати, в этом году нам удалось пресечь аналогичную деятельность нескольких коммерческих фирм: они скрывали от таможенного оформления крупные партии компьютерной техники. Для примера, только в результате трех последних поставок, проведенных под нашим контролем, в бюджет страны не поступило около 80 миллионов белорусских рублей. Позже эти средства были возвращены в казну государства.


Разумеется, эти эпизоды, как и перекрытие нескольких каналов поставки наркотиков из Литвы и Польши, — лишь малая часть нашей повседневной деятельности. Основная работа скрыта от общественности: контрразведка не терпит публичности.


— Однако можно ли сейчас рассказать о наиболее успешных операциях, с которых уже снят гриф секретности?


— Примером классической разработки в лучших традициях контрразведки может служить операция по пресечению деятельности агентурной сети польской военной разведки. В январе 2007 года в пункте пропуска «Варшавский мост» был захвачен с поличным резидент спецслужбы — бывший военнослужащий Брестского гарнизона В.Русскин. По заданию иностранной спецслужбы он пытался вывезти за границу закрытые военные сведения. В ходе операции были изъяты электронные носители, содержащие информацию о системе охраны воздушного пространства Союзного государства на западном направлении, другие материалы, подтверждающие шпионскую деятельность Русскина. Затем были получены документальные данные о принадлежности к нелегальной резидентуре разведки других бывших военнослужащих различных частей Брестского гарнизона, которые занимались сбором сведений о стратегических военных объектах ПВО. Все они были задержаны и осуждены.


— Насколько, по вашей оценке, высоко внимание иностранных разведок к нашей стране?


— На мой взгляд, между ростом национального сознания и активностью спецслужб есть прямая пропорциональность. Взгляните на карту: наша страна находится в центре Европы и занимает важное геополитическое положение, при этом руководство Беларуси проводит независимую политику. У нас налажены партнерские отношения с Российской Федерацией, в том числе и в вопросах обеспечения военной безопасности, создана единая система противовоздушной обороны. Естественно, в этих условиях наша страна является объектом пристального внимания для спецслужб многих иностранных государств. Достаточно сказать, что лишь за последние несколько лет разоблачены и впоследствии осуждены, кроме уже упомянутой группы Русскина, агенты немецких, итальянских и польских спецслужб Лец, Пиу и Витащик, которые отрабатывали конкретные поручения по сбору информации военного характера. Своих целей они достичь не успели: белорусская военная контрразведка вовремя приняла меры, и утечки стратегической информации не произошло, ущерба обороноспособности нашего государства нанесено не было.


— Алексей Иванович, в завершение разговора вопрос от наших молодых читателей: как стать военным контрразведчиком?


— Просто прийти к нам в управление и поступить на службу, разумеется, нельзя. Но если ваша настольная книга — «Момент истины» Богомолова, где наиболее правдиво отражены реалии оперативной работы военных контрразведчиков, если вы отслужили в армии, имеете хорошую физическую подготовку и высокий уровень образования, если обладаете активной жизненной позицией, считаете себя патриотом, неравнодушны к понятиям «долг» и «Родина», то будьте уверены, вас заметят и пригласят. Сначала — в Институт национальной безопасности, после окончания которого можно всецело посвятить себя службе в военной контрразведке.


История военной контрразведки: от революции до наших дней (Подготовил Павел ТРАУЛЬКО, сотрудник пресс–группы УВКР КГБ.)


26 января 1918 года


В исполком Западного фронта поступает телеграмма ВЧК с предложением о создании отдела по борьбе с контрреволюцией.


9 апреля 1918 года


На заседании Президиума ВЧК принято решение о передаче в ведение ВЧК аппарата военной контрразведки, оставшегося после демобилизации старой армии. Предполагалось, что контрразведкой будет руководить «самостоятельный заведующий». Это решение не было претворено в жизнь из–за особого мнения Л.Д.Троцкого.


12 мая 1918 года


Высший Военный совет издал директиву об организации отделений по борьбе со шпионажем, ею предписывалось при штабе каждого отряда Красной Армии сформировать «отделение по борьбе со шпионством».


30 мая 1918 года


В составе Оперативного отдела Наркомвоенмора создан контрразведывательный орган — отделение Военного контроля.


3 октября 1918 года


Реввоенсовет Республики утвердил «Положение о Военном контроле», в котором было предусмотрено создание окружных отделений Военного контроля и отделений Военного контроля при штабах фронтов и армий.


19 декабря 1918 года


Бюро ЦК РКП(б) приняло постановление «Об объединении деятельности ВЧК и Военного контроля». Заведующим Военным контролем назначен М.С.Кедров.


1 января 1919 года


Создан Особый отдел ВЧК под председательством М.С.Кедрова, на который была возложена борьба со шпионажем и контрреволюционными элементами во всех частях и учреждениях Красной Армии.


6 февраля 1922 года


Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) функции ВЧК переданы Народному комиссариату внутренних дел (НКВД). В его системе создано Государственное политическое управление (ГПУ). В связи с образованием 30 декабря 1922 года СССР ГПУ было переименовано в Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ). Для проведения контрразведывательной работы в Красной Армии сохранены Особый отдел ОГПУ, отделы ОГПУ в военных округах и армиях, отделения ОГПУ в корпусах, дивизиях и гарнизонах.


10 июля 1934 года


Постановлением ЦИК СССР ОГПУ преобразовано в Главное управление государственной безопасности (ГУГБ) с соответствующими органами на местах. ГУГБ включено в систему вновь созданного общесоюзного НКВД. Для руководства особыми отделами в армии и на флоте создан особый отдел ГУГБ НКВД. В Белорусской ССР был создан Особый отдел НКВД БССР.


3 февраля 1941 года


Указом Президиума Верховного Совета СССР ГУГБ выделено из системы НКВД в самостоятельный Народный Комиссариат Государственной Безопасности (НКГБ). В Белорусской ССР создан Особый отдел НКГБ БССР.


17 июля 1941 года


Для руководства особыми отделами создано Управление особых отделов НКВД СССР.


19 апреля 1942 года


Решением Совнаркома СССР особые отделы переименованы в отделы военной контрразведки и переданы из НКВД в Народный комиссариат обороны, где создано Главное управление контрразведки «СМЕРШ» (ГУКР «СМЕРШ» НКО СССР). ГУКР «СМЕРШ» подчинялось наркому обороны, а его начальник являлся одним из заместителей наркома обороны. При фронтах созданы управления контрразведки «СМЕРШ». На местах контрразведывательные органы назывались отделами контрразведки «СМЕРШ» армий, корпусов, дивизий и т.д.


22 марта 1946 года


Отделы контрразведки «СМЕРШ» переданы из НКО СССР в Министерство государственной безопасности (МГБ СССР).


5 марта 1953 года


МГБ СССР объединилось с Министерством внутренних дел (МВД СССР). Особые отделы также были включены в систему объединенного министерства.


13 марта 1954 года


Особые отделы из МВД переданы во вновь созданный Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР.


декабрь 1978 года


В КГБ СССР создано Третье главное управление. Ему подчинены особые отделы округов, групп войск, армий и т.д.


сентябрь 1991 года


КГБ БССР преобразован в КГБ Республики Беларусь, а Особый отдел Белорусского военного округа — в Отдел контрразведки Межреспубликанской службы безопасности.


15 января 1992 года


Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Беларусь создано Управление военной контрразведки КГБ Республики Беларусь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter