Развитие культуры невозможно без примеров частного меценатства

Особый дар

Мой сосед, университетский литературовед, сказал как-то, что дарственные автографы, или инскрипты, писателей рассматриваются как литературный жанр и как особый объект попадают в поле зрения филологов. Автографы писателей изучают, пишут монографии и другие научные исследования.

Хочу рассказать несколько историй об автографах, а скорее, о человеке, поступки которого служат доказательством, что хорошие дела превращаются в Слово, а именно — в книги.

Представлю Николая Серова: гродненский поэт, родился в наших местах, пишет на русском языке, автор четырех поэтических сборников — “TRIOLETS” (2013), “Синий сон” (2006), “Над озером белым” и “Ночные дожди” (2008), последние годы работает над книгой сонетов “Венец природы”.

Николай Иванович не только внимательный собеседник, скромный и самодостаточный, но и по-настоящему щедрый человек. В прямом смысле этого слова. От него услышала одну историю, связанную с автографом последней книги Янки Брыля, изданной еще при жизни писателя в 2006 году в издательстве “Про Хрысто”.


Книга “Парастак. Запісы і эсе” — прощальная исповедь, названия глав “Залетась”, “Летась”, “Сустрэчы з Сафіяй”, “Яшчэ адзін”, “Мой радавод” подытоживают жизнь писателя.

Не очень люблю прижившееся у нас слово “спонсор”, по душе мне больше “даритель” или “меценат”. Оказывается, поэт Николай Серов — щедрая душа, издал книгу “Парастак. Запісы і эсе” за свой счет.

1990-е годы сменили поздние советские, довольно смутные, было не до изданий новых книг, даже известных и заслуженных писателей. Затем пришли тощие времена, писатели старшего поколения оказались невостребованными, а многие — в забвении, как Янка Брыль, который на закате своей жизни вынужден был искать спонсоров. Кто из писателей знает эту незавидную, даже унизительную долю, может поделиться, как все-таки неприятно оказаться в роли просителя и ждать милости от спонсора.

Есть у нас удачные бизнесмены, предприниматели, но что-то они не очень спешат добровольно расстаться с лишней копейкой, пустить ее на духовное начинание. И когда она, та копейка, бывала лишней? Лучше в расширение производства вложить или себя побаловать, например, домиком у синего моря. Но не будем о грустном.

Благодарный Янка Брыль оставил в книге для Николая Серова свой автограф: “Паважанаму Мікалаю Іванавічу Сярову з сардэчнай удзячнасцю і найлепшымі пажаданнямі. Янка Брыль”. Число 7, месяц не разберу, то ли VII, то ли XI, оставим это дотошным исследователям.

Экземпляр с авторским автографом у Н. Серова не задержался, он подарил его Гудевичскому государственному литературно-краеведческому музею. Даже копию себе не оставил, а когда спохватился, неудобно было просить. Книга с автографом Я. Брыля хранится в фондах музея. Пришлось мне связаться с директором музея Екатериной Басинской, копию инскрипта прислали по электронной почте.


Можно привести много известных имен. Помог, например, в издании книги Нилу Семеновичу Гилевичу.

Добавлю еще одну историю. Жил и работал в Гродно талантливый художник Александр Ларионов, председатель фонда свободного современного искусства, член Союза художников Беларуси, член Европейской федерации художников, куратор университетской галереи “Универсум”. К сожалению, наша культура понесла утрату — А. Ларионов не так давно умер, но, кроме своих удивительных картин, он оставил нам не менее удивительные по чистоте, красоте звука и художественному богатству стихи.

Творческие люди имеют привычку каким-то образом находить друг друга, есть у них такое свойство — притяжение души. Поэт Николай Серов много лет дружил с художником, и когда тот тяжело заболел, друзья и преподаватели ГрГУ имени Янки Купалы, где многие годы преподавал Александр Ларионов, решили сделать ему к юбилею подарок — издали роскошный фолиант “Александр Ларионов. Larionow Universum”.

Николай Серов и здесь оказался в роли щедрого дарителя. Книга красочно оформлена, в кожаном переплете, отпечатана в 2009 году, не поверите — тиражом... всего 3 экземпляра. Библиографическая редкость, раритет, подтверждение мужского братства и настоящего товарищества, не менее редкого и ценного в наши легковесные, ненадежные времена.

В книгу вошли цветные иллюстрации картин художника, его стихи и черновики, страницы из дневника гродненского историка-краеведа А. Гостева, подборка статей о творчестве, фотографии, афиши выставок. Труд, достойный большого уважения.

“Художник — это охотник, обладающий следопытным чутьем, только и способным уловить все повадки красоты. По приметам, растворенным и рассыпанным в мире, он узнает ее живую, все одухотворяющую сущность. В запечатлении красоты, то есть в проставлении именной печати, как доказательства ее уловления, состоит радостный подвиг художника, свидетельствующий, что Бог еще не отвернулся от нас. И тогда его дар, помимо прочего, это еще и дань за данную ему способность чувствовать и постигать красоту как блеск истины”. Эти слова принадлежат А. Ларионову — художнику слова и линии.

Вот такие поступки мужественного человека с отзывчивым, трепетным сердцем поэта. Н. Серов, как никто другой, понимает другого поэта, писателя, не на словах сопереживает и помогает. Подумала, как же нетрудно распоряжаться бюджетными средствами, а вот оторвать свои кровные на доброе дело не каждому дано. Это особый дар — дар Дарителя.

P.S. Не знаю, будет ли доволен сам Серов, что я написала о сокровенном, не для всех доступном — его маленьких тайнах. Однако скромность не всегда украшает человека, как и в нашем случае. Наш меценат уверяет меня, что не он один такой отзывчивый, не стоит из него делать что-то особо исключительное, рядом с ним всегда идут по жизни его друзья, дело житейское.

Боюсь пустых, пафосных слов — от них больше зла, чем пользы. Как бы не навредить талантливому человеку, но и обойти молчанием не могу. Очень мало еще в нашей литературной среде частных благородных начинаний достойных государственного внимания и уважения.

Автор публикации: Ирина Шатыренок, литератор, Гродно
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter