Особое значение образования

Президент Беларуси Александр Лукашенко встретился с членами Республиканского совета ректоров высших учебных заведений. В центре внимания находились проекты правил приема в вузы и ссузы на 2006 год.

Президент Беларуси Александр Лукашенко встретился с членами Республиканского совета ректоров высших учебных заведений. В центре внимания находились проекты правил приема в вузы и ссузы на 2006 год.

Проект правил приема в высшие учебные заведения был вынесен на всенародное обсуждение и опубликован в начале сентября в СМИ. Полученные от родителей, абитуриентов и педагогов предложения затрагивали в основном вопросы льготного поступления, централизованного тестирования, раздельного конкурса для сельских и городских жителей.

Роль образования в белорусском обществе будет неизменно возрастать, так же, как и требования к его качеству, заявил Президент страны.

«Я неоднократно подчеркивал, что сфере образования придается особое значение. Это один из важнейших государственных приоритетов и стратегических ресурсов динамичного развития страны на основе инновационной политики», — сказал Александр Лукашенко.

При этом он добавил, что особое внимание в республике уделяется совершенствованию системы отбора в высшие учебные заведения. «Это объясняется тем, что вступительная кампания как важнейший этап комплектования учебных заведений имеет огромное социально-политическое значение, затрагивает интересы всех слоев населения и самым непосредственным образом отражает уровень социальной справедливости в обществе», — пояснил глава государства.

В основу новых правил приема в высшие и средние специальные учебные заведения должен быть положен объективный подход и прозрачность, открытость проведения вступительной кампании. Такое требование Президент Беларуси предъявил разработчикам этого документа.

На встрече рассматривался подготовленный правительством проект указа Президента об утверждении новых правил.

По словам Александра Лукашенко, изучив предложенный проект документа, он увидел в нем ряд недоработок, в первую очередь обилие «отсылок». «Вы понимаете, что будут правила как закон и масса инструкций как подзаконные акты, и они могут полностью выхолостить и изменить эти правила», — пояснил Президент. В этой связи он потребовал свести к минимуму количество отсылочных норм в правилах приема, оставив лишь «отсылки технического характера».

Беларусь допустила меньше негативных явлений в сфере образования, чем все другие постсоветские республики.

По словам Президента, после распада СССР рыночные отношения принесли в сферу образования много негативных явлений, в первую очередь имущественное расслоение. «Частные вузы, высокая стоимость обучения сразу «отсекли» малообеспеченные слои населения, и особенно сельскую молодежь», — пояснил глава государства.

Однако «и у нас в некоторых учебных заведениях вступительные экзамены оказались опутанными паутиной взяточничества и кумовства», признал Президент. Он отметил, что в годы перестройки каждый вуз получил возможность проводить прием абитуриентов по собственным правилам. «Такая «местечковая самостийность» поставила абитуриентов в неравные условия и создала питательную среду для всяческих злоупотреблений. Большое распространение получило как явное, так и скрытое взяточничество – так называемое репетиторство», — констатировал Александр Лукашенко.

Но был и хороший опыт, убежден Президент. Он выразил надежду, что все лучшие наработки в этой сфере, в том числе и за новейшую историю нашего государства, перенесены в новые правила приема.

Александр Лукашенко напомнил, что государство «энергично взялось за наведение порядка» в высших и средних специальных учебных заведениях. Для контроля над проведением приемной кампании была создана специальная государственная комиссия. Результаты ее работы на протяжении ряда лет показали: нужно в корне менять подходы к проведению выпускных и вступительных испытаний, использовать такие формы контроля знаний, которые гарантируют максимально объективный результат, отметил Президент. Министерство образования в последние годы активно внедряет такие новые формы, но далеко не все предложенные нововведения нашли однозначную поддержку в обществе. «Наибольшее количество вопросов у людей вызывает централизованное тестирование и льготный прием абитуриентов», — подчеркнул белорусский лидер.

Общедоступное, так называемое бесплатное высшее и среднее специальное образование, – это одно из главных социальных завоеваний Беларуси, предмет нашей национальной гордости, заявил Президент.

Президент призвал ректоров открыто и смело говорить о недостатках и «узких» местах, которые они видят в новых правилах, а также обо всех проблемах, с которыми высшие и средние специальные учебные заведения сталкиваются при проведении приемной кампании.

«Прежде чем издать указ, затрагивающий интересы не только молодежи, но и всего общества, я хочу посоветоваться с вами, выслушать мнения компетентных и опытных людей, которые на своих плечах выносят основные тяготы приемной кампании», — сказал Александр Лукашенко. «Нам с вами очень важно выбрать правильный путь, такой, который будет поддержан широкими массами педагогов, абитуриентов и родителей», — добавил он.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter