Пенсионный возраст стал темой активного общественного обсуждения. Что думают по этому поводу наши читатели?

Особенности заслуженного отдыха

Все мы живем здесь и сейчас. Но обязательно думаем о дне завтрашнем: стараемся представить его себе, спланировать и, конечно, обеспечить — как духовно, так и материально. Да, когда ты молод и полон сил, размышлять о предстоящей старости не очень хочется, мол, далеко еще. Но ведь пенсионное благополучие каждого из нас зависит как раз от того, насколько продуманные и дальновидные решения принимались как на государственном, так и на личностном, частном уровне еще задолго до прихода «заслуженного отдыха». Кстати, и сам пенсионный возрастной ценз сегодня стал темой активного общественного обсуждения. Что думают по этому поводу наши читатели?


«Не удивляюсь, что многие люди у нас выступают активно против увеличения пенсионного возраста, особенно в провинции, где соотношение зарплата — пенсия не такое уж и разительное. Например, труд женщин в полеводческих бригадах тяжелый плюс на их плечах свое домашнее хозяйство. Люди при такой жизни быстро изнашиваются. Пенсия же мало того что не особенно отличается от зарплаты по размеру, так ее и принесут в строго определенный день, чуть ли не по часам. А вот выплату зарплаты порой приходится ждать и месяц, и другой: пока у работодателя появятся на счету деньги. Поэтому в сельском хозяйстве женщинам не жаль такую работу оставить и в 55 лет, и раньше. С выходом на пенсию их материальный доход сильно не пострадает, а свобода — появится. У кого же еще остаются силы для продолжения трудовой деятельности, тот вообще в значительном выигрыше окажется. Да и в городах хватает работников с зарплатой в 3 — 4 миллиона. Так что пенсия много для кого — просто долгожданный момент.

Антон П., Витебск».

* * *

«Не забывайте, что есть еще и такой фактор, как здоровье. Один и в 70 как огурчик, а другой в 50 из больничных не вылезает, что ж дальше–то будет? Много ли пользы от такого работника для организации или предприятия? Нужно стимулировать людей заниматься своим здоровьем. И не пенсионный возраст следует повышать, а сделать так, чтобы человек был заинтересован в том, чтобы выйти на пенсию позже, и не просто отбывал номер, а трудился в полную силу.

Алина Сороко, Гродненская область».

* * *

«У меня есть знакомая учительница, в годах — ей уже за восемьдесят. И только в последние несколько лет она перестала активно работать с учениками. Но и сейчас ее попросили позаниматься с ребенком, и она не отказалась. Причем денег за занятия не берет — для нее важно то, что надо и можно выйти из дома, уложить красиво волосы, одеться по–деловому, прилично, а не в старые удобные кофты, вынуть из шкафа хорошие туфли, проследить, чтобы сумка не была заношенная... И хотя она никогда не отрицала, что подработка помогала ей не зависеть материально, а значит, и во всех других смыслах, от дочери, у которой своих проблем хватает, о важности социальной, профессиональной и общественной востребованности я слышала от нее всегда. В каждом государстве социум имеет свои особенности. В нашей стране тоже есть специфические моменты. На мой взгляд, нам надо выработать очень гибкую пенсионную систему, учитывающую разные условия и обстоятельства, в которых живут и работают граждане. И еще очень важно: пенсионная система должна обеспечивать и гарантировать свободу выбора. Причем свободу выбора именно для работника, достигшего пенсионного возраста. Исполнилось человеку столько–то лет, и он сам (а не кто–то другой за него) решает: продолжать трудиться или отдыхать. А то у нас получается, что наступление пенсионного возраста развязывает руки только работодателю. Конечно, и у работодателя должна быть своя административная свобода, он имеет полное право с одним сотрудником заключать контракт, с другим — нет. Но если контракт не заключается, то причины на то должны формулироваться исключительно профессионального характера, а не в виде возрастной дискриминации. Пенсионный возраст — это всего лишь возраст, дающий человеку право претендовать на пенсию, а не момент поражения его в гражданских и трудовых правах. Кстати, не мешало бы нашим специалистам подкорректировать и свою терминологическую базу, исходя из определенных этических принципов. А то когда слышишь про «время дожития», «срок дожития» делается не по себе: кажется, человека уже и в могилу положили. И если он только «доживает», то действительно, что ему уже надо...

Мария Андреевна, Могилев».

«Как по мне, теперь жизнь настолько быстро меняется, что люди прежней профессиональной подготовки за ней просто не поспевают. Невозможно на раз–два изменить свою ментальность, взгляды, привычки. Да и образовательная, интеллектуальная подготовка многих вчерашних профессионалов сегодня уже, как говорится, не тянет. Вот и получается, что люди старшего возраста находят себе применение только там, где требуется по старинке работать гаечным ключом, а из электронного оборудования самое сложное — калькулятор. Я сам руковожу небольшим коллективом и не стану врать: со своими ровесниками 30 — 40 лет мне проще находить общий язык, чем с людьми предпенсионного возраста. И, конечно, я предпочту, чтобы, как только подойдет срок, они сразу же ушли на заслуженный отдых — теплые проводы и хороший подарок на прощание обещаю.

И.Николаев, Минская область».

* * *

«Нельзя просто так взять поднять пенсионный возраст и больше ничего в пенсионной системе не менять. Решение проблемы может быть только комплексным, то есть через полную пенсионную реформу. И Правительство должно ее презентовать народу в до конца оформленном и целиком разработанном виде. Другое дело, что проводить реформу целесообразно пошагово. Но и здесь нам должны представить четкую и понятную «дорожную карту».

То, что изменения назрели, — бесспорно. У меня друзья живут в Германии: если не ошибаюсь, там мужчины выходят на пенсию в 67 лет, а женщины в 65. И пенсию в полном размере мужчины могут получить, имея 45 лет трудового стажа. Так что раньше 67 и не получится уйти на покой. Но это людей стимулирует развиваться, не стариться. Неужели лучше в какие–то 55 — 60 лет превратиться в согбенного старичка, старушку, грустно досиживающих свою неинтересную жизнь на скамеечке перед домом?

Вера, Брест».

Советская Белоруссия № 217 (24847). Вторник, 10 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter