Особенности ветеринарной «прополки»

Насколько обоснованны претензии Россельхознадзора к белорусским экспортерам?

Между Россией и Беларусью идет процедура выстраивания торговых отношений, заявил главный ветврач России Николай Власов.

«Никогда не было такой ситуации, чтобы все предприятия Беларуси были закрыты для поставок их продукции в Россию, сейчас идет своего рода «прополка». Не надо думать, что белорусские предприятия белые и пушистые, а наши — все плохие, — цитирует Власова одно из информационных агентств. — Между Россией и Беларусью нет границы, но при этом действуют разные подходы к поддержке производителей. Белорусские предприятия серьезно дотируются государством и поэтому находятся в более выгодном конкурентном положении перед российскими».

Насколько обоснованны претензии Россельхознадзора, как проводятся лабораторные испытания и что стоит за многолетними претензиями, предъявляемыми белорусским экспортерам?

Сегодня право поставлять продукцию в Россию имеют 122 белорусских предприятия из 137 заявленных. По последним данным, в черном списке Россельхознадзора находится 16 отечественных предприятий. Среди них — молочные, мясоперерабатывающие заводы и птицефабрика. Некоторым из них доступ на российский рынок закрыло Главное управление ветеринарии Минсельхозпрода Беларуси после комплексной проверки в ноябре 2008 года. Ее белорусские ветеринары провели совместно с Минздравом и Госстандартом Беларуси, а после предложили Россельхознадзору временно исключить из списка экспортеров 13 предприятий. Впрочем, сейчас список сократился до 10, однако в нем фигурируют либо слабые, либо не играющие заметной роли на рынке предприятия.

Как отмечают специалисты, требования, предъявляемые к мясоперерабатывающим предприятиям в Беларуси, намного жестче, чем российские. Белорусы гармонизировали свое законодательство не только с российским, но и с европейским, взяв максимальные параметры от обоих. Что касается молочной отрасли, здесь пока разрабатываются новые требования. Впрочем, нам есть чем гордиться уже сегодня.

С 20-го по 30 января 2009 года проводилась инспекция Бюро ЕС по продовольствию и ветеринарии белорусской молочной отрасли. Западные инспекторы осмотрели не только предприятия, но и формы, а кроме того, оценили систему контроля продукции. Их интересовала вся цепочка, как они любят выражаться, — от стойла до стола (from stable to table). В отчете европейцы существенных замечаний не оставили, в очередной раз обнаружив некоторые легкоустранимые расхождения в законодательстве. Однако признали, что уровень наших предприятий превышает средний европейский.

Если бы наши соседи пеклись о качестве продукции и своем здоровье, они бы первым делом навели порядок у себя. То, что показала инспекция российских молочных и мясных предприятий Москвы и Московской области в конце прошлого — начале нынешнего года, выглядело, по меньшей мере, удивительно. На одном из мясокомбинатов известной марки делегация, инспектирующая его, обнаружила такую картину: объевшаяся крыса лежала прямо возле холодильника с мясом…

Сегодня четырем белорусским предприятиям закрыт доступ на российский рынок: будто бы российские ветслужбы что-то обнаружили в нашей продукции, якобы кишечную палочку, некие антибиотики. Но, как говорят специалисты, итог анализов весьма зависим от человеческого фактора. Плохое настроение исследователя, а тем более десятая доля миллилитра, неправильно налитая в колбу при лабораторном анализе, могут играть решающую роль.

Несколько раз во время переговоров белорусы предлагали располовинивать пробы, оставляя контрольный образец в месте отбора. Если Россельхознадзор что-либо обнаруживает, то вторую часть этой пробы берет на исследование белорусская лаборатория. Можно отправить пробу в европейскую референтную лабораторию, которая при разрешении спорных ситуаций привлекается в качестве третьей стороны. Если и она подтверждает выявленное, можно закрывать предприятие. После этого с ним проводится определенная работа, затем жесткий мониторинг продукции, вплоть до исследования каждой партии в течение, к примеру, трех месяцев. Если за это время ничего не обнаруживается, то предприятие открывается. Можно проводить мониторинг и у россиян. Однако наши соседи пока такое соглашение только рассматривают.

На днях Беларусь посетит рабочая группа Россельхознадзора, которая, возможно, разрешит многие взаимные проблемы. Например, планируется подготовить совместные документы, в которых будет четко прописана процедура открытия или закрытия предприятия-экспортера.

Между тем продолжаются и иные переговоры. Россияне наконец-то приоткрыли свои карты, сделав понятным многое. В адрес Минсельхозпрода Беларуси поступило предложение (как это красиво звучит!) по инвестированию пищевой промышленности нашей страны в обмен на 75 % акций молочных предприятий. В озвученном списке нет убыточных или средних заводов. Это известные предприятия: «Гормолзавод № 2», «Бабушкина крынка», волковысский «Беллакт». Интересно, что переговоры между бизнесменами ведутся под эгидой Минсельхоза России. Понятно, министерство — заинтересованная сторона. Но и наши не лыком шиты: на последних переговорах белорусы представили список предприятий, которые хотели бы приобрести в России. Например, монстра молочной промышленности соседей — компанию «Вимм-Билль-Данн».

Сегодня ни одна страна мира не горит желанием пускать на свой рынок чужаков. Например, письмо, написанное Минсельхозпродом Беларуси в Украину, с предложением проинспектировать наши предприятия, которые бы хотели поставлять продукцию в эту страну, так и лежит под сукном. Известна неофициальная реакция на него — украинцы не хотят пускать белорусов на свой рынок. Даже если Европа и откроет дорогу нашим предприятиям, то установит либо квоты, либо какие-то иные преграды. Хотя согласно одному из европейских законов определенная часть рынка евросоюза отводится под продукцию из третьих стран. Хотят они или нет — завозить ее обязаны.

P.S. Когда готовился материал, стало известно, что Россельхознадзор ввел временные ограничения на поставку продукции в Россию следующим белорусским предприятиям: ОАО «Березинский сыродельный завод», ОАО «Брестский мясокомбинат», ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат», ОАО «Мстиславский маслодельно-сыродельный завод», ЧПУП «Калинковичский молочный завод» и ЧПУП «Светлогорский молочный завод».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter