Особенности национальных вопросов Станислава Буко

"А что, в Беларуси есть какие-то особые межнациональные отношения?" - спросил один умник, когда я собирала вопросы для Станислава Буко - председателя Комитета по делам религий и национальностей при Совете Министров.
"А что, в Беларуси есть какие-то особые межнациональные отношения?" - спросил один умник, когда я собирала вопросы для Станислава Буко - председателя Комитета по делам религий и национальностей при Совете Министров. С минуту соображала, что бы такое ответить: с очень умными, знаете ли, всегда так - стараешься уловить в речах скрытый намек. Поскольку за минуту я не уловила никакого потайного смысла и не придумала ничего интеллектуально-достойного в предложенном контексте, а мой товарищ загадочно молчал, я осторожно спросила: "А что? Нечем заняться в этой сфере?" Умник потеребил чуб и произнес довольно ядовитым тоном: "Ты... вот что. Спроси: национальная политика в Беларуси - сфера деятельности комитета? Да или нет? И что это вообще такое?"

Отправилась на интервью, по дороге сожалея, что не выудила из умника его собственного варианта ответа на эти два совершенно, на мой взгляд, идиотских вопроса.

Вас, думаю, удивит, и вы, может, даже не поверите, что есть на территории бывшего СССР люди, которые не знают, что у белорусов имеется своя мова. Один из моих недавно приобретенных знакомых занимает должность в телецентре Останкино. В прошлом году я была там по делам, вместе с этим коллегой зашла перекусить в телецентровскую кафешку. Сидим, жуем. Мимо проходит соотечественница, которая там же работает репортером. Улыбнулась, промурлыкала: "Смачна есцi". Мой спутник заинтересовался: "По-украински говорит?" - "По-белорусски", - ответила я, никак не рассчитывая поразить воображение собеседника. Но - поразила! "Разве у белорусов есть язык?" - ошалело уставился на меня москвич, позабыв про салат. Чуть не подавившись, я взглянула ему в глаза: не шутит ли мой образованный визави? Убедившись, что вопрос задан серьезно, поспешила энергично подтвердить

информацию. "Да ладно, - очень по-московски сказал мой знакомый, недоверчиво улыбаясь, и добавил: - Марин, это ж просто местный говор - диалект!"

А некоторые друзья-поляки, я даже недавно об этом писала, полагают, что белорусы вообще не сформировались как нация. А один большой политик из Эстонии однажды искренне пожалел меня. И нас всех, живущих на белорусской земле, тоже пожалел: бедные вы, несчастные, говорит! Да что эстонец - моя подружка, уезжая на ПМЖ в Германию, выдала: "Белорусы (я не граждан страны имею в виду, а в этническом отношении) слишком слабо себя в национальном плане ощущают. Не выделяются на фоне собственных меньшинств. Потому тут и живет дружненько столько разного народу! Здесь все "тутэйшыя". И, наконец, такое суждение вам приведу: "Кто такие нынешние белорусы? - выпив чарку, спрашивал, бывало, мой дачный сосед дядя Коля, который в 1944-м приехал в наши края из Челябинска строить Минский автозавод. - Ведь тут у вас каждый третий житель погиб! Столько чужого народу после войны понаехало, сильно мы вам кровь разбавили. Вот я - чуваш, к примеру, а внуки мои, - он говорил: "унуки маи", - белорусы. Нынешние белорусы - это и украинцы, и удмурты, и русские, которые сюда приехали 50 лет назад на всесоюзные стройки. Аль нет?"

Я к чему всю эту пространную преамбулу затеяла? Чтобы вы поняли - мы планировали обсуждать "межнациональные отношения" (оставив дела, связанные с религией, на другой раз). А тематика, с которой имеет дело Станислав Иосифович Буко, на первый взгляд, совершенно не конкретна. Поди разберись, кто кем себя позиционирует, когда 5-ю графу отменили, а сами люди о своих национальностях на площадях не кричат! С другой стороны, дружбу между народами мы всегда декларировали. Но с распадом СССР народы в бывших республиках все больше как-то ссориться начали. И национальный вопрос там стал ребром - во всяком случае, в сознании очень многих и очень разных людей. На этом фоне Беларусь выглядит чуть ли не оазисом - хочется по дереву постучать. Так о чем говорить?

- Здесь никогда не было межнациональных конфликтов, - начал нашу беседу Станислав Иосифович. - Такой уж у нас народ. Это исторически сложилось: хоть и войны тут были на протяжении веков, а в характере заложена лояльность, терпимость.

- Иначе, наверное, трудно было выжить? Белорусы как бы и душой открыты, и в то же время себе на уме. Интересно, этнические группы, которые живут здесь давно, тоже попали под влияние характерных для наших мест ментальных черт?

- Похоже, да. Татары, пятая по численности этническая группа (сейчас их более 10 тысяч), живут в Беларуси уже 600 лет. Потомки кыпчакских и ногайских народов - они у нас уже стали своими. Евреи (сегодня четвертая по численности группа, составляющая 28 тысяч человек) тут жили даже раньше татар. Можно сказать, лет 700 уже. В процентном отношении после белорусов самые распространенные национальности - русские (11%), поляки (3,9%) и украинцы (2,4%). И ни про кого из них не скажешь: пришлые. Какие же они пришлые, если тут жили их деды и прадеды? Сколько раз карту на этих землях перекраивали? Теперь вот что получилось: белорусы живут в Белостоке, литовцы - в Гродненской области, а в Полесье вообще особая ситуация сложилась. Тут четкие этнические рамки практически отсутствуют. Есть граница государственная, есть формальная историко-этнографическо-лингвистическая. А говоры в основном смешанные. В Полесье можно было называться белорусом или украинцем по паспорту (раньше ведь записывали национальность), но считать себя "литвином", "полещуком", "волынянином", "подпущанцем", "заречанином", "загородцем", "сакуном", "подлясянином" и так далее!

- А чем полешуки или, как вы сказали, полещуки отличаются от литвинов?

- У литвинов говор ближе к белорусскому. Я к тому все это говорю, что Беларусь - страна очень разнообразная в этническом плане. Поэтому с темой межнациональных отношений надо осторожно обращаться. Тонкий нужен подход, взвешенные слова, понимаете?

Станислав Иосифович вопросительно на меня посмотрел и, как мне показалось, не заметив умысла неосторожным словом поссорить проживающие на территории Беларуси народы, продолжил

: - Есть проект с ОБСЕ: готовим сборник "Беларусь шматнацыянальная".

- Сотрудничаете с ОБСЕ?

- А почему нет, если такое сотрудничество будет полезным? Ведь нам есть о чем рассказать. В Беларуси живут люди 140 национальностей! Названия некоторых вы и не слышали никогда! - он покопался в бумагах, сложенных на столе, и извлек "Справку о национальном составе". - Вот, нагайдаки, например. У нас живет один представитель этой национальности.

- Станислав Иосифович, есть мнение, что этнических белорусов после войны было чуть ли не вровень с "меньшинствами", если брать по совокупности. Имеются в виду грандиозные всесоюзные партийные призывы отстроить республику. Огромное количество людей приехало сюда из всех концов СССР. А кого на самом деле в Беларуси больше: белорусов или всех остальных?

- Что за вопрос? Конечно, белорусов - 81,2%. Процентное соотношение представителей разных народов величина не постоянная, но все же можно говорить о большом количестве людей, которые давно живут в Беларуси и считают себя если не в этническом отношении, то в гражданском - белорусами. Они помнят, кто они, откуда предки, традиции и свой язык (хотя это уже не всегда), но все же считают Беларусь своей второй родиной.

- Интересно, если, например, армянин, родившийся и живущий в Беларуси, окажется за границей и его спросят: "Ты кто?", что он ответит?

- Это я за него сказать не могу.

- Я к тому, что, к примеру, чернокожий потомок туарегов, родившийся и живущий в Париже, обязательно скажет о себе: "Я - француз".

Моя реплика повисла в воздухе. Как часто бывает в кабинетах руководителей, телефон трезвонил без конца. Буко в очередной раз снял трубку, выслушал, ответил, потом сказал кому-то: "...Так совещание было по социальным или идеологическим вопросам?" Я снова подумала о туареге-французе и попыталась понять, что его побудило называться французом: влияние социума или идеология страны? Как только трубка телефона председателя комитета была водворена на место, я спросила собеседника:

- А, кстати, действительно любопытно, как вашу работу следует в целевом плане позиционировать?

Станислав Буко задумался и ответил следующим образом:

- У нас столько разных направлений деятельности, что выделить что-то отдельное из названного сложно. Практически мы имеем дело и с социальной, и с нравственной, и с духовной сферами. И научная деятельность, и организационная, и культурная, и просветительская. Например, в этом году в Гродно будет проходить совместная белорусско-польская научная конференция "Путь к взаимности" (они проводятся ежегодно по очереди: то у нас, то в Польше). Тут все важно: и связи, и культурное наследие, и литература, и исследования - словом, все, что касается отношений между нашими народами.

- Какие-то проблемные вопросы поднимаются? Есть вообще серьезные межнациональные проблемы в нашей стране? - я полистала сборник выступлений на последней конференции. - Вот, например, тема: "Формирование основ национальной политики в отношении белорусских земель". Что за "белорусские земли"? Оказывается, там формируется некая политика?

- Это все история и наука. Мы должны быть в курсе исследований, но живем-то в сегодняшнем дне, в котором, конечно, есть проблемы, вот ими мы конкретно и занимаемся.

- Я вам сейчас передам суждение представителя одного из национальных меньшинств, а вы, пожалуйста, прокомментируйте.

Суждение такое: "В Беларуси потому все тихо, что там исторически никогда не возникал вопрос о национальной гордости коренного населения. Потому что Беларусь как отдельная страна - совершенно молодое государство".

- Видите, какие представления у людей? Должна быть национальная идея, которая объединяла бы все народы, живущие в нашей стране под одним флагом?

- Национальная идея разрабатывается и материалы об этом публикуются, в том числе и в вашей газете.

- И в чем же она будет состоять?

- Поймите: национальная идея должна вызреть. Пока мы наводим порядок и структурируем отношения. Это нормально. А люди у нас всегда были чуткими и добрыми. Вот вы знаете, что международной израильской премией "Праведник народов мира" чаще всего награждались белорусы? А ведь звания "Праведника" были удостоены только люди, совершившие подвиг: рискуя жизнью, они спасали евреев во время немецкой оккупации. То, что белорусов так много среди удостоенных премии, говорит о национальном характере и объясняет причины отсутствия здесь конфликтов на национальной почве. Такие вот люди тут живут.

- А с белорусами, живущими в других странах, вы поддерживаете контакты?

- Да, безусловно. Нам известно, что в 63 странах живет более 3 миллионов наших земляков. Конечно, нам небезразлично, как они относятся к Беларуси. Это, скажу я вам, весьма перспективное направление нашей работы! В 21 стране действуют более 130 белорусских общественных объединений, "суполак" и товариществ. Для меня, кстати, очень важно, что под "зарубежными белорусами" мы понимаем не только этнических белорусов, а всех, независимо от национальности, кто здесь когда-то проживал или имеет корни. Мне вообще больше нравится понятие "соотечественники". В Австралии, к примеру, огромная диаспора, объединяющая 20 тысяч наших соотечественников. Они изучают историю, культуру, язык. Но вот что интересно: иногда в диаспорах нет разделения на белорусов, русских и украинцев. Объединились выходцы из наших мест и создали организации: белорусско-украинские, русско-белорусские и так далее. Много белорусов в Южной Америке, в США - 600 тысяч, в России - более 800 тысяч. Безусловно, мы стараемся поддерживать контакты. Одни лояльно настроены, другие... В общем, по-разному. Но мы открыты для диалога со всеми соотечественниками.

- Приходилось ли вам общаться с представителями оппозиции? Как известно, они не обходят вниманием вопросы, которыми вы занимаетесь по долгу службы.

- Приходилось. Официально мы не контактируем, но бывает, звонят они нам. Эти представители имеют обыкновение рассылать письма по разным организациям. Стараются поддерживать контакты с этническими белорусами за рубежом.

- Они вас дублируют, что ли?

- По сути - да. Но мы с ними не соперничаем.

- Просят ли вас западные журналисты комментировать разные процессы, касающиеся белорусского языка, национальной политики?

- Да, обращаются. Раньше - как было? Звонят нам по телефону, например, из Лондона или Америки: "Маленький вопросик! Что можете сказать по такому-то случаю..." И потом слово за слово: из одного вопроса - другой, а потом оказывается, я "дал интервью"! Обнаруживаем в Интернете, в совершенно искаженной интерпретации. Поэтому мы никаких разговоров по телефону с журналистами не ведем. Есть факс: пишите вопросы на бумаге, мы в кратчайшие сроки ответим.

- С какими диаспорами у вас самые тесные связи?

- С соотечественниками в бывших республиках СССР и Польше.

- По сравнению с другими бывшими республиками или европейскими странами 140 национальностей в нашей небольшой стране - это много. Последний раз народы СССР переписывали в 1989 году, на территории России тогда проживало 176 народов и национальностей. Но ведь это Россия!

- Да, конечно. При таком национальном составе любую страну может подстерегать множество опасностей. Но, я считаю, наше государство демократично поступило, приняв закон о гражданстве. Все, все, кто жил в стране на то время, стали ее гражданами. Это тоже, кстати, повлияло на то, что мы спокойно пережили нелегкий для многих республик период, когда везде активно обсуждался национальный вопрос.

- Много у нас национальных объединений внутри страны?

- 124 объединения представляют 24 национальности. Эти организации занимаются различными культурно-просветительскими, образовательными, благотворительными, информационными проектами и программами, принимают участие в традиционном уже для нас Всебелорусском фестивале национальных культур.

В этот момент в кабинет вошла сотрудница комитета с документами и справками, которые она принесла по просьбе Станислава Иосифовича мне - для изучения. Разложила все бумаги, объяснила, что к чему и вдруг спросила:

- А вы знаете, что в 20 и 30-е годы в БССР были еврейские, чешские, латышские, литовские и немецкие сельсоветы?

- Нет, - призналась я.

- И было 4 государственных языка: еврейский, польский, русский и белорусский.

- А когда я поступил в техникум, - сказал председатель, - то с удивлением узнал, что минчане совершенно не знают белорусского языка. А мне самому ужасно трудно было учиться на русском...

- А много ли у нас школ с этнокомпонентом?

- Государство идет навстречу желаниям родителей обучать своих детей на родном языке. В Гродненской области 2 школы с польским и 2 - с литовским языками обучения. В 180 школах Беларуси изучается польский язык как предмет. Есть школы, где польский изучается как иностранный язык. Учат его и в детских садах, и на факультативах в общей сложности более 12,5 тысячи детей (это данные 2003 года). Национальные объединения организовали 63 школы (включая школы выходного дня): больше всего польских, есть литовские, немецкие, еврейские, латышские, армянские, греческие и другие. Или вот еще пример: татары имеют желание обучать своих детей в татарской школе. Но ведь нужно еще решить проблему качественной организации учебного процесса - программы, учебники, преподаватели. В общем, тут надо сотрудничать со странами, к которым этнически принадлежат меньшинства. Работы хватает.

- Есть мнение, что в некоторых национальных школах дети учатся с прицелом поступить в западные вузы и уехать из страны. Что скажете по этому поводу?

- Похоже, так и есть. По статистике, более 90% учеников национальных школ теоретически не прочь продолжить обучение за рубежом, 60% заявляют о таком желании как целенаправленном. Но ведь люди имеют право выбирать, где им учиться и жить.

- Конечно. А те, кто уезжает из страны и добивается успеха, не стремятся найти с вами контакт? Ну, движимые, например, ностальгическими или гуманитарными соображениями?

- Говоря о работе с соотечественниками за рубежом, я имел в виду не только культурные связи. Мы хотим сотрудничать и по другим направлениям. Почему бы не задействовать этот потенциал на белорусском инвестиционном поле? Я имею в виду создание нормальных условий для инвестиционных проектов. Если человек испытывает хорошие чувства к своей этнической родине, то почему бы нам не рассматривать его в качестве потенциального инвестора, который станет вкладывать свои средства в экономику нашей страны и развивать свой бизнес здесь? Я вам сейчас покажу один снимок...

Станислав Иосифович протянул мне красочный буклет. На одном из снимков запечатлен момент открытия в Новосибирске Белорусского культурно-просветительного центра во имя святой Евфросинии Полоцкой.

- Центр построен на средства новосибирского бизнесмена Ивана Панасюка, который родом из Кобринского района. Он стал и председателем этого центра. А знаете, что Панасюк придумал в прошлом году? Этот достаточно состоятельный человек приехал в свою родную деревню Леликово и устроил праздник односельчанам. Деревня в 2 - 3 километрах от украинской границы, собралось столько людей - и с украинской стороны прибежали! Конкурс был объявлен. Каждый двор выставлял на столах перед калитками вышивку и тканые изделия, национальные блюда - словом, кто на что способен и горазд. Определили лучший двор, победителям - призы. Преподаватели местной школы поработали с документами, собрали все, что можно было найти об истории этих мест, не забыли ни ветеранов, ни матерей погибших "афганцев", поздравили юбиляров, словом, это было что-то наподобие передачи Валентины Леонтьевой "От всей души" - помните? А потом "Песняры" выступили с двухчасовой программой! Такого в этих местах не видел никто и никогда. Иван Панасюк сам всех собрал, заинтересовал и организовал! Недавно Президент подписал Указ о награждении этого человека медалью Франциска Скорины "За большой личный вклад в развитие просветительской деятельности и пропаганду духовного развития".

- И вы решили, что таких соотечественников нужно возвращать в страну? Хотя бы в виде инвесторов?

- А почему нет? Кто у нас реконструировал гостиницу "Минск"? Турки. А в Испании живет предприниматель, белорус по происхождению Олег Васильевич Чубин. Он в своей родной школе в Новогрудке сделал евроремонт. У него - строительный бизнес. Так почему же ему не вложить свои средства на родине? Ну пусть построит ту же гостиницу или другой социальный объект!

- И вы полагаете, что наша инвестиционная политика на 100% его устроит?

- Мы работаем над тем, чтобы задействовать потенциал состоятельных соотечественников в развитие экономики. Как раз скоро - в ноябре-декабре - планируется встреча в Правительстве, на которую будут приглашены порядка 45 таких белорусов, и поговорим с ними. Мы работаем в этом отношении и с МИДом.

- Однако... Это совершенно новый какой-то подход к работе с соотечественниками за рубежом. Но вы не ответили: их-то самих, как заинтересовать? Кто будет создавать благоприятные условия для подобного рода инвестиций - очень серьезный и, между прочим, сложный момент.

- На встрече предлагается обсудить и эти вопросы. Там будут присутствовать представители разных структур Совмина. Наше дело - вовлекать их в этот процесс.

- Кого: представителей структур или соотечественников? - не поняла я.

- И тех, и других. Одних будем стараться "возвращать" на историческую родину, а других...

Станислав Буко задумался, и я решила ему помочь:

- А других? Надо ведь смотреть правде в глаза: благотворительность - понятие альтруистическое, а инвестор идет туда, где ему выгодно. Да?

- Да, - улыбнулся мой собеседник.

И мы стали прощаться.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter