Особенности национального туризма

Наша страна имеет значительный туристический потенциал: ее отличают выгодное географическое положение, богатое историко-культурное наследие и разнообразное природное великолепие. В какой мере этот потенциал используется, что мешает становлению и что нужно предпринять для его реализации как на международном, так и на внутреннем рынке? Эти и иные проблемы развития отрасли будут рассмотрены сегодня на совещании у Президента страны. Корреспондент «Р» встретился с и. о. начальника Управления туризма Министерства спорта и туризма Республики Беларусь генеральным директором Национального агентства по туризму Чеславом Шульгой.
Наша страна имеет значительный туристический потенциал: ее отличают выгодное географическое положение, богатое историко-культурное наследие и разнообразное природное великолепие. В какой мере этот потенциал используется, что мешает становлению и что нужно предпринять для его реализации как на международном, так и на внутреннем рынке? Эти и иные проблемы развития отрасли будут рассмотрены сегодня на совещании у Президента страны. Корреспондент «Р» встретился с и. о. начальника Управления туризма Министерства спорта и туризма Республики Беларусь генеральным директором Национального агентства по туризму Чеславом Шульгой. Не остаться на обочине. - Чеслав Казимирович, какие изменения произошли в последнее время в мировом туристическом сообществе и какие позиции в нем занимает наша страна? - Изменения существенные, в том числе и для Беларуси. Главное - нас признали как регион, привлекательный для международного туризма. Подтверждение тому - принятие нашей страны в конце минувшего года на 15-й Генеральной Ассамблее в члены Всемирной туристской организации, являющейся учреждением ООН. «За» проголосовали почти все из 143 государств - членов ВТО. Теперь новый парламент Беларуси должен ратифицировать Устав данной организации. Террористические акты, «горячие» точки, высокая стоимость услуг и иные факторы меняют направления и способствуют перераспределению на мировом рынке туристических потоков. Спрос все больше растет на страны Восточного региона. И у нас есть благоприятный шанс не остаться на обочине этого процесса. - Какими конкретно аргументами и преимуществами располагает Беларусь в пользу интуриста? - Прежде всего, это географическое положение на пути в Россию, великую страну по многим туристических параметрам. Западная Европа, имеющая большие финансовые ресурсы, реализует их через разнообразные туры. Фактически же Беларусь входит в «золотое кольцо» этого огромного и пока недостаточно востребованного региона. Нельзя не учитывать и приграничный туризм, который активно развивается теперь у соседей из Балтии, Польши и Украины. Беловежская пуща, Августовский канал, еврорегионы «Неман» и «Буг»… И конечно, огромный плюс - наше природное наследие. Если на Западе три березки - роща, то на фоне урбанизации Европы первозданность белорусских лесов, 10 тысяч рек и 20 тысяч озер - несомненный потенциал для развития экологического, водного и других разновидностей туризма. Очевиден ресурс и в так называемом ностальгическом туризме. Ведь сегодня за рубежом проживает более 3,5 миллиона земляков. И внутренний голос всегда будет тянуть их навестить родину. Расширяет свои границы и популярный уже в Старом Свете бизнес-туризм. Деловые люди не могут трудиться 25 часов в сутки. Им нужно восстановление, причем неординарное, отличное от привычного домашнего. И перспективы развития этого направления у нас также весомы. - И какими показателями характеризуется деятельность вашей отрасли за отчетный период? - Положительная динамика наблюдается почти по всем основным показателям. В первую очередь сократились отрицательное сальдо, разница между вывезенными за границу средствами и ввезенными в Беларусь. Она пока еще отрицательная, но по сравнению с предыдущим периодом заметно уменьшилась. Количество иностранных туристов, посетивших нашу страну за первое полугодие, - 26 тысяч 800 человек. Рост по отношению к минувшему периоду - 104 процента. Почти в три раза уменьшилось число выехавших из Беларуси с туристическими целями - 215 тысяч человек вместо 606 тысяч. Прибыль от туризма увеличилась за соответствующий период на 242,3 процента. Рост оказанных услуг - 140 процентов в рублях, столько же - в долларах и 188 - в евро. До 141,3 процента увеличился и экспорт услуг в сравнении с 8 месяцами предыдущего года. Объем туристско-экскурсионных услуг - также находится в динамике и составил за это же время 106,8 процента. Однако этот показатель отстает от запланированных правительством 120 процентов, что объясняется общими тенденциями развития белорусской экономики. Скажу также, что средняя годовая прибавка во всем мире этого вида деятельности составляет 107 процентов. Так что в целом положение дел в Беларуси достаточно оптимистичное. У семи нянек... - Какие факторы прежде всего тормозят развитие вашей отрасли? - Туристический продукт Беларуси зиждется на основе деятельности более 20 министерств и ведомств. И если, к примеру, хозяйка забыла добавить в пирог или переборщила с одним из составляющих компонентов, качество его окажется не лучшим. То же самое и в туризме. Если состояние гостиниц оставляет желать лучшего, а сервис неоправданно дорогой, то результат их работы предсказать несложно. Причем даже здесь у нас наблюдается территориальный перекос. Так, размещение в гостинице Пинска стоит в два раза дороже, чем в той же столичной «Юбилейке», хотя разница в их «весовых категориях» несомненна. Скидок и снисхождений интуристу не делается, даже школьного возраста. Неудобны для него и наш визовый режим, стоимость самой визы, составляющая в пакете туристических услуг 60 долларов. Хотя большая часть туристов пребывает в Беларуси транзитом на пути в Россию. Фактически иностранцы должны заплатить эту сумму за 1-2 дня нахождения - столько, сколько тратят на размещение и питание. Но это одна сторона медали. Вторая - неразвитость туристической инфраструктуры вокруг основных достопримечательностей страны. Гостям порой просто не на что потратиться. Мало иметь Мирский и Несвижский замки, древние Полоцк и Туров, горно-лыжный курорт Логойска и Якутские горы, иные зоны отдыха, памятные места и достопримечательности. Надо позаботиться и о сопутствующем им, причем качественном, сервисе, услугах, просто о наличии комфортабельных гостиниц, ресторанов, кафе, сувенирных лавок, автостоянок, пунктов проката и т.д. По данным опроса нашего Национального агентства, в среднем в Беларуси интурист расходует на дополнительные услуги 170-200 долларов, в то время как в Литве - 400, Польше - 700, Германии - 1200. - Контрастная картина получается: то густо, то пусто. Неужели нам нечем удивить иностранца?! - Почему же! В Беларуси - свои традиции, обычаи, творчество, известные люди, событийные места. Надо уметь распоряжаться историческим, культурным и природным наследием. Научиться его красиво подать. Если трактор «Беларус» можно собрать дома и реализовать в Германии, то турпродукт необходимо готовить и продавать на месте. За последний год в рекламно-информационном обеспечении сделано немало. Но по-прежнему ощущается дефицит выставок, буклетов, проспектов, путеводителей и другого информационного сопровождения, которое подчас столь же весомо, как и сам турпродукт. И все эти направления туристической деятельности, которыми занимаются «семь нянек», не завязаны в логическую цепочку, отсутствует сама система их развития. - В какой мере решению этих проблем будут способствовать дополнения о культурно-туристских зонах, принятые недавно в Закон Республики Беларусь «О туризме»? Достаточно ли для их реализации нормативно-правовой базы? - Какой бы документ мы ни приняли, он выхолащивается, теряет свой первоначальный смысл, пока пройдет все инстанции согласования - в таможне, торговле, транспорте… Для полного счастья, как говорил известный литературный персонаж, еще нужно разработать и принять 15-20 подзаконных актов. И чем быстрее, тем лучше. Однако даже подготовить их не хватает кадровых сил. Локомотив бюджетов. - По мнению многих специалистов, равно как и обывателей, туризм - полноправная отрасль экономики, а значит, ему необходим и иной управленческий статус? - Некоторые чиновники пока с этим не согласны. Между тем туризм - это реальный сектор экономики, который, как локомотив, «вытягивает» бюджеты многих стран мира. Поэтому тут также нужно сопоставлять особенности международного туризма и белорусского в частности. Всем странам Балтии, вступившим в ЕЭС, и ряду других из бывшего восточного блока даны две универсальные рекомендации. Первая - организация на начальном этапе (4-5 лет) сильной администрации, потому что от нее зависит координация и взаимодействие многих заинтересованных сторон. Вторая - выделение бюджетных средств на создание туристического имиджа страны. На остальное - строительство и реконструкцию гостиниц, кемпингов, дорог, автозаправочных станций, стоянок и другой инфраструктуры - финансы не даются. Однако создаются благоприятные условия, механизм для привлечения инвестиций. В Польше, Литве, Украине повысили административный статус туризма - и результат не заставил себя ждать. К примеру, в Киеве он вообще имеет надведомственный статус и находится при президенте этой страны вместе с налоговой службой и его администрацией. Парадокс и особенности национального туризма: в реальном секторе экономики задействовано множество министерств и ведомств, хозяйственных субъектов, а руководит им одна несоразмерная структура в составе 7 сотрудников. У нас даже отсутствует необходимая для этого «вертикаль». Потому что в регионах нет специалистов соответствующего профиля. Есть по 1-2, но они занимаются вопросами туризма только «в нагрузку». - И последний вопрос. Обязывает ли и к чему вступление Беларуси во Всемирную туристическую организацию? - Это специализированное учреждение ООН, вступление в которое позволит нам быть в курсе всех происходящих на планете событий и предпринимаемых мер в туристической сфере. Мы можем влиять на политику ВТО своим голосом, а также в составе региональных групп. Беларусь сможет получать консультации, рекомендации, принимать экспертов, получать содействие в подготовке профильных кадров и даже небольшую финансовую помощь по совместным проектам. К примеру, на маршрут «из варяг в греки», который проходит через нашу страну, на развитие еврорегиона «Неман», объединяющего три государства. Однако мы должны подстраиваться под международные стандарты ВТО, работать по его статистическим каноном, стать понятными в своих действиях мировому туристическому сообществу.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter