Особенности национального сервиса. Придорожного

У зарубежных и отечественных пользователей сложилось хорошее мнение о белорусских магистралях на фоне других стран СНГ. Однако наш придорожный сервис по-прежнему оставляет желать лучшего. Почему?

Почему  не  спорится  дело  у  «семи  нянек»

Беларусь – перекресток континента, через который проходят кратчайшие пути с востока на запад, с севера на юг и наоборот. Автомобильные грузоперевозки по ее территории год от года растут. Вот и в текущем году, как сообщил недавно первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Николай Верховец,  они увеличились на 25 процентов. У зарубежных и отечественных пользователей сложилось хорошее мнение о белорусских магистралях на фоне других стран СНГ. Однако наш придорожный сервис по-прежнему оставляет желать лучшего. Почему? Что еще нужно предпринять, чтобы и данный сектор экономики соответствовал международному уровню? Разобраться в хитросплетениях этого вопроса корреспондент «Р» и попытался с помощью главного специалиста управления содержания дорожной сети департамента «Белавтодор» Александра Крыхты

Уйти  от  стандартных  понятий 

— Александр Николаевич, какой инфраструктурой придорожного сервиса располагает сегодня Беларусь и в чем особенности ее владения и распределения? 

— На начало года на дорогах общего пользования было 2073 объекта. Из них АЗС – 410, пунктов постоя – 75, моек – 33, охраняемых стоянок – 194, предприятий торговли – 788, пунктов питания – 459, СТО – 114. И количество их постоянно меняется, причем в разные стороны. По итогам 9 месяцев в действие вступили еще 86 объектов. Параметры развития этой инфраструктуры в рамках госпрограммы «Дороги Беларуси» выдерживаются, но не по всем позициям. Неравномерно и распределение объектов. Большинство из них находятся возле крупных городов и магистралей. Свыше 60 % — в частной собственности. Отмечу также, что за строительство объектов придорожного сервиса (АЗС, СТО, пункты питания и т.д.)  отвечают Министерство торговли, Белкоопсоюз, «Белнефтехим», обл- и райисполкомы, а за дорожный (площадки отдыха, автобусные остановки и т.д.) – «Белавтодор», в ведении которого и общая координация.  

— Как соотносится расположение наших объектов с мировыми нормами и от чего зависит их востребованность?  

— Рентабельность в первую очередь зависит от интенсивности движения. Хотел бы вообще уйти от стандартных понятий. Потому что каждая страна определяет количество и специализацию придорожного сервиса сугубо по своим национальным особенностям, с учетом множества факторов и нюансов. 

— И все же можно привести их к какому-то единому знаменателю, хотя бы на примере главной магистрали страны – М-1/Е 30? 

— Протяженность ее, как известно, 610 километров. На трассе расположено 187 объектов разного предназначения. Этого вполне достаточно, так как на каждые 10—15 километров приходится один из них с 2—4 видами услуг. По данным диагностики за 2006 год, в среднем интенсивность движения по олимпийке в сутки составляла 6090 автомобилей. Для успешной работы их нужно около 8000. Как следствие, и на М-1/Е 30 имеются проблемные предприятия, в том числе и одна АЗС. А вообще, в Беларуси сегодня около 20 низкорентабельных АЗС. Еще больше невостребованных объектов иного профиля, что порой также говорит и об их бездумном расположении. Без изучения детальной обстановки и перспектив развития. Здесь, по-моему, посильную лепту могло бы внести Министерство архитектуры и строительства. Почему бы ему не подготовить генеральную схему размещения всех объектов страны (производственных, социальных, спортивных и т.д.), чтобы все отрасли руководствовались ею на много лет вперед. 

Переночевать  в  гостинице?  Лучше в  кабине… 

— По некоторым данным, в среднем один перевозчик оставляет в нашей стране сумму, эквивалентную 200 долларам... 

— Также не брал бы эти цифры за основание. Потому что они   относительны и даже лукавы. Учесть все траты «транзитников» очень сложно. Ведь каждое ведомство и организация ведет свой подсчет, но никто не сводит их воедино. К тому же, как несложно догадаться, в этой сумме преобладают средства, потраченные на горючесмазочные материалы, питание и плату за проезд. Не секрет, что ночевать многие водители предпочитают в салоне трейлера, а не в гостиницах, а иные и вовсе стараются быстрее пересечь небольшую по площади Беларусь. В 2006 году, к слову,  «Белавтодор» провел среди них анкетирование. Так вот, на вопрос: «Удовлетворены ли вы объектами придорожного сервиса?» – получены следующие ответы: АЗС – 85 %, пунктами питания – 50, СТО – 30… Сейчас проводим новое анкетирование, более основательное. 

— И оно вновь покажет, что «при семи няньках…» у нас нет одной, но консолидирующей структуры, с достаточными полномочиями для разрешения узловых проблем! 

— Ахиллесова пята придорожного сервиса – в его распыленности и непрофессиональном отношении. Как, скажите, подстегнуть частную инициативу на заведомо убыточное дело, какой предприниматель «угробит» свои капиталы, не имея гарантий их возврата, да еще и с прибылью?! В принципе, в становлении этого направления деятельности многое могли бы сделать облисполкомы, если бы предоставляли льготные послабления желающим им заняться. Несколько лет назад после поручения Совмина во все регионы были разосланы наши предложения по данному вопросу. Однако воз и ныне там. Только Витебский облисполком пошел на некоторые преференции. Нет до сих пор в территориальных органах управления и специалистов, ответственных за это дело. Хотя повсеместно созданы отделы по такой важной сфере, как туризм, тесно взаимосвязанный с придорожным сервисом и также имеющий немало «нянек». Вот и получается: одно дело идет в гору, а второе глохнет на подступах… 

— И «закисает», по данным Комитета госконтроля Беларуси, свидетельствующим о низком качестве обслуживания  в придорожных кафе, барах и иных пунктах общественного питания, а также о неудовлетворительном использовании пустующих зданий в придорожной полосе... 

Спрос  регулирует  предложение 

— Да, и претензий Министерства здравоохранения и Министерства по налогам и сборам к ним предостаточно. Так, обследование первым ведомством 398 объектов показало, что на 145 из них грубо нарушены санитарные нормы и правила, необоснованно завышены цены и потребителей обманывают. Составлено 146 протоколов об административных правонарушениях, к ответственности привлечено 84 руководителя, общая сумма штрафов составила 14 миллионов рублей. Вынесено 27 постановлений на приостановление эксплуатации объектов и на сокращение ассортиментного перечня, 29 постановлений о запрещении реализации пищевых продуктов с истекшими сроками годности. МНС проверило вдвое меньше объектов, но и здесь картина столь же безрадостная. А истоки злоупотреблений – в низкой зарплате ее работников. На некоторых предприятиях торговли по итогам 2006 года она чуть более 200 тысяч рублей. Пустующие здания в придорожной полосе еще один упрек в адрес местных властей, по-хозяйски недальновидных. Ведь даже если их отдать или распродать по символическим ценам, со временем они вернутся налоговыми поступлениями.   

— А что подсказывает опыт развития придорожной инфраструктуры у ближних и дальних соседей? 

— Он говорит о том, что мало только построить объекты, нужно еще научиться эффективно их содержать. Посмотрите, как развернулась  торговля на трассах в Украине. Там дорожат своим клиентом. И спрос регулирует предложение. В Германии, к примеру, кафе уже подсознательно к себе манят, так как оформлены эстетично и со вкусом. А взять, извините, отхожие места у бюргеров. Это же настоящие светлицы — с зеркалами, светом, теплом, водой, канализацией. И стоит, кстати, один такой туалет, причем посещение которого бесплатно, около миллиона евро. У нас же проблема найти его в некоторых городах, не говоря уже о дорогах. Позвонили мне из одной хозяйственной структуры и говорят: главный санитарный врач предписал обустроить на каждой остановке общественного транспорта туалет. Но позвольте, кто будет за ними следить?! Биотуалеты, как оказалось, тоже не выход из положения: их воруют, разрисовывают, курочат. А ведь еще имеется 1200 площадок отдыха у «Белавтодора»… 

— Развитие придорожной инфраструктуры, особенно на частном уровне, стреножит и огромное число согласований, разрешений и технических условий, что выливается в годы «хождений по мукам» (по инстанциям)… 

— К сожалению, и здесь еще много неувязок и препон. «Разрубить узел» проблем призван Указ Президента Беларуси № 422, вступивший в силу 14 декабря, «О некоторых особенностях формирования и предоставления земельных участков, связанных с недвижимым имуществом». Он регламентирует упрощение процедуры их изъятия и предоставления и направлен на создание благоприятных условий для реализации инвестиционных проектов, строительство объектов, в том числе и придорожных. 

Не содействует целенаправленному становлению придорожного сервиса и обилие программ. Каждое ведомство и организация имеют свои планы и мероприятия, есть даже намерения, «увязанные» с демографической безопасностью. Как свести их воедино, чтобы в итоге был толк для всей страны? Надеюсь, разрешению этого вопроса поспособствует и планирующийся в январе Президиум Совмина Беларуси. 

На снимке: кафе-бар «Лагуна» на трассе Р-28 (Минск—Молодечно—Нарочь).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter