Особенности местной жатвы,

или Зачем на Полесье трактора запрягают в комбайны и сами затапливают сельхозугодия “МАЗ”, только что принявший зерно от комбайна, сделал разворот, чтобы выехать на дорогу. И кажется, что это не машина развернулась, а настоящий танк — такая глубокая рытвина осталась на поле. Практически все угодья на Полесье исполосованы сельхозтехникой. Такова особенность местных почв — рыхлых, торфяных, отвоеванных у болот. Работать здесь непросто. А потому хозяйственникам приходится частенько проявлять смекалку.

“МАЗ”, только что принявший зерно от комбайна, сделал разворот, чтобы выехать на дорогу. И кажется, что это не машина развернулась, а настоящий танк — такая глубокая рытвина осталась на поле. Практически все угодья на Полесье исполосованы сельхозтехникой. Такова особенность местных почв — рыхлых, торфяных, отвоеванных у болот. Работать здесь непросто. А потому хозяйственникам приходится частенько проявлять смекалку. В СПК “Валище” Пинского района, как и во всей стране, уборочная в разгаре. Вроде ничего примечательного, однако обратите внимание на технику, которая работает на полях хозяйства. Обычные комбайны имеют по четыре колеса, а здешние — по шесть. “Перебор” обусловлен тем, что задние колеса сдвоены. — Земля у нас мягкая, комбайны — тяжелые. Когда работали на одиночных колесах, часто застревали, — рассказывает механизатор СПК Валерий Копытич. — Особенно много таких случаев было в прошлом году. Поэтому накануне нынешней уборочной решили сделать “спарку” колес. Сдваивать задние колеса пришлось и на белорусских машинах, и на зарубежных. Делали это работники СПК самостоятельно. Валерий Копытич “модернизировал” свой комбайн около двух недель. Хозяйство потратило на докупку колес 20 миллионов рублей. “Неспаренными” ходят только два комбайна из девяти — наша “Лида” и немецкий “Клаас”. Легкие, быстрые, мягкие почвы им не так страшны. — Возможно, с появлением дополнительной пары колес расход топлива на комбайнах немного увеличился, но представьте, сколько сгорало солярки, когда машины застревали и буксовали вхолостую. Так они хоть работают, — отмечает главный агроном СПК Алексей Савчук. Известно, что “Гомсельмаш” выпускает комбайны на уширенных колесах для Витебской области. Есть договоренность, что аналогичные машины предприятие вскоре начнет поставлять и на Полесье. Еще одна особенность местной жатвы — трактора, что дежурят у полей на тот случай, если какой-нибудь из комбайнов все-таки застрянет. — Два года назад были дожди, торф “раскис”, и мы примерно 30 процентов площадей убирали таким способом: трактор брал на буксир комбайн и водил его за собой, — вспоминает агроном. — По нашим полям тогда можно было в лодках плавать. Мы потеряли на затопленных участках около 80 процентов урожая. Подтопление случилось из-за того, что мелиоративные каналы не смогли принять с полей излишки влаги. Сегодня повторение такой ситуации маловероятно, несмотря на рекордный уровень осадков по стране и региону. Когда проблема подтоплений столь ярко обозначила себя, с этим решено было бороться. Способ — известный: приведение в порядок каналов. Их общая протяженность на территории СПК “Валище” составляет 368 километров. — Своих денег на очистку каналов у нас нет. Однако есть Государственная программа по мелиорации Полесья, — говорит руководитель хозяйства Александр Андриевич. — В прошлом году нам выделили из Программы два миллиарда рублей. Этого хватило, чтобы прочистить 28 километров каналов. После распада СССР мелиоративные сооружения в стране были запущены. Однако в последние 5—6 лет работы по их очистке возобновились. — Наш регион не сможет прожить без мелиорации. Если бы ее не было, нам бы давно пришлось всем ехать в заработки и вообще — строить для полешуков резервации где-нибудь в Минской области, — уверен председатель СПК. Нам показывают канал О-5 (буквой “О” он обозначен потому, что впадает в Огинский канал) — с чистой водой, без зарослей травы и камыша. В прошлом году его прочистили. Пройдет еще два года, и канал снова зарастет. И снова вода в нем будет стоять, наполнять до краев и заливать поля. И так до тех пор, пока канал опять не прочистят. — Пока у нас есть пространство для маневра. В этом году Огинский канал грозился переполниться и затопить около четырех тысяч гектаров угодий в Пинском и Ивацевичском районах. В связи с этим мы решили прекратить сток воды в Огинский канал по каналу О-5 и затопить территории, которые к нему прилегают. В итоге под воду ушло только 500 гектаров земли, — рассказывает о преимуществах хорошего состояния мелиоративной системы Александр Андриевич. Думается, что в нынешнее дождливое лето опыт полешуков пригодится и в других регионах страны. Нынешняя дождливая погода наводит на размышления, что лучше всем белорусским хозяйствам, по примеру полесских, держать свои мелиоративные каналы в “боеготовности”. Да и запасные комплекты колес не ровен час могут сгодиться...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter