В белорусских школах не хватает... мела

Особенности мелового периода

Сразу из нескольких регионов страны учителя обратились в редакцию с вопросом...
Сразу из нескольких регионов страны учителя обратились в редакцию с вопросом: почему электронные доски в школы за большие деньги покупают, а старый добрый мел порой днем с огнем не сыщешь? Как ни крути, а минимум 9 из 10 педагогов сегодня проводят занятия по старинке: вместо маркера — мел, а так называемые интерактивные устройства подключают лишь время от времени, чтобы разнообразить привычный урок. «Запасов мела у нас вроде бы хватает, скажем, в Пинске, — недоумевают учителя. — Без проблем можно всех обеспечить качественным товаром». Так в чем проблема?



Большинство отделов образования от вопросов по поводу «школьного» дефицита открещиваются, говорят, для школ закупают мела с лихвой. Скажем, в администрации Первомайского района Минска привели такие подсчеты: сначала каждой школе выделяют по коробке на 900 кусков мела. Кому не хватает, может взять на складе добавку, бесплатно, только приедьте и получите. Тут же по накладной специалисты проверили последние поступления товара — десять дней назад. Проблему с нехваткой мела считает надуманной и заместитель начальника управления образования, спорта и туризма Партизанского района Ирина Жмачинская: школы дают заявки, сколько мела им нужно, изредка сами покупают за внебюджетные средства. Производители подтверждают: школы приобретают мел редко, а основные клиенты — отделы образования. Значит, эта цепочка на местах подчас дает организационный сбой? Почему же нельзя его оперативно исправить?

Претензии, впрочем, не только к количеству мела, но и к его качеству. Это ж не дело, пишет нам учитель из Гомельской области, когда тот крошится в руках, не успеешь из коробки достать. Так еще попробуй таким мелом напиши — обычно он или оставляет чуть заметный след, или просто царапает доску, а в итоге — гора меловой пыли. Зато стоит ему попасть на одежду — долго придется отстирывать! Как только работники школы не борются с неудобствами: и обрабатывают куски мела силикатным клеем, и фольгой оборачивают, чтобы не крошился в процессе работы, и доску всевозможными растворами натирают... Словом, рецептов корреспонденту «СБ» целый список надиктовали. Как говорится, жизнь на выдумку горазда.

А каким должен быть идеальный школьный мел? У специалистов такой ответ: на 95% (!) мел — это именно мел. Сейчас же в формованных школьных мелках его примерно процентов 40. Остальное — всякого рода вкрапления, от воска до крахмала. Надо сказать, в управлениях образования проблемы с качеством не отрицают. Только вот мел, естественно, обычно стараются купить по максимально доступной цене, отсюда, видимо, потом и претензии. Кто не сомневается в качестве школьного мела, так это производители: мол, наш мел люди даже есть умудряются... Да и вообще, все чаще сегодня самые разные инстанции ссылаются на требования прогресса: «Далеко не всем учителям нужен мел, есть же более новые технологии!» Да, есть. Но списывать в утиль проверенный временем способ подачи знаний еще рано.

Цифра «СБ»

Один кусочек мела сегодня стоит примерно 217 рублей. Именно такую сумму назвали сотрудники ОАО «Латан» Оршанского района, одного из производителей школьных мелков. В итоге коробка с 600 кусками с торговой наценкой обойдется в 156 тысяч рублей.

Тем временем

Некоторые российские педагоги вообще выступают против работы учителя с мелом: опасно для здоровья! Дело в том, что это продукт, содержащий в своем составе, помимо основных безопасных компонентов (известняка, гипса и крахмала), склеивающие вещества и красители. Кроме того, школьный мел негативно влияет на кожу рук и может вызвать аллергические реакции при вдыхании его частиц. Дерматологи, среди пациентов которых немало учителей и преподавателей вузов, пугают еще и экземами, шелушением и трещинами на ладонях.

Советская Белоруссия №78 (24461). Пятница, 25 апреля 2014 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter