Особенности "дружбы" управдома и человека

"Управдом - друг человека!" - сказала лет 30 назад героиня Нонны Мордюковой в фильме "Бриллиантовая рука".
"Управдом - друг человека!" - сказала лет 30 назад героиня Нонны Мордюковой в фильме "Бриллиантовая рука". А как запомнилось! Главным образом потому, что между человеком и управдомом (читай - любым, от кого хоть мало-мальски зависит быт и комфорт жизни) огромная разница. И тут особенно важно, кем окажется последний - другом или, как бы это помягче выразиться, чиновником-бюрократом.

Удивительно не повезло с электриками семье лесника опытного лесхоза Осиповичского лесничества Ивана Васильевича Русаковича. Как-то заглянул к ним с проверкой представитель энергочасти Белорусской железной дороги. Сделал заключение: нужно менять проводку и электросчетчики. Отключил электроэнергию (мол, как закончатся работы, так сразу и подключим) и ушел. Третий год уж как не возвращается... "У нас вода подается через электронасос. А раз энергии нет, то и воды нет, - пишет Иван Васильевич. - Так и маемся. Зимой иногда снег приходится топить, чтобы на шестерых человек еду приготовить или постирать. Живем, будто пещерные люди..." Тут, как говорится, ни прибавить, ни убавить. К кому только ни обращались Русаковичи с просьбой подключить электроэнергию. Да только все без толку - гоняют чиновники по кругу и изредка поругивают назойливых и приставучих просителей.

Почти столь же абсурдную историю поведал и Виталий Шабалтас из Осиповичей. Еще осенью к его сестре Нине Константиновне Будник, жительнице деревни Куритичи Петриковского района, приехали работники из местного управления электросвязи, стали менять подземный телефонный кабель.

- Зачем меняете? Телефон у меня хорошо работает, - поинтересовалась женщина.

- Будет работать еще лучше, - последовал ответ.

Через два дня телефон замолчал. Нине Константиновне несколько раз обещали устранить неисправность. Но то ли земля мерзлая, то ли у связистов других, более важных дел невпроворот, только дальше слов дело не пошло. А вопрос, зачем нужно было менять хороший кабель на "еще лучший", так и остался без ответа.

Когда люди обращаются за помощью в газету? Практика показывает, что подавляющее большинство искателей правды и защиты решаются предать огласке собственную, частную проблему после того, как обобьют пороги не одного чиновничьего кабинета. Вот и пишут. Допекло, что называется. Не зря же письма начинают со слов: "Обращаюсь как в последнюю инстанцию". Увы! Даже если разъедутся все сотрудники редакции по деревням и весям увещевать нерадивых начальников - "вот напишу про вас, пусть все знают", где гарантия, что подвижки будут значительными? Ну как-нибудь виноватые переживут "многотиражный позор" и, может, исправят ошибку. А случается, что по привычке продолжают отделываться отписками.

Иван Илларионович Лесько из деревни Лутки Столинского района уже обращался за помощью в нашу газету из-за несправедливого, по его мнению, выделения участков под сенокос. "Редакция направила письмо на реагирование в Брестский облисполком. Оттуда его переслали в район, и оно попало в те же руки, что и раньше (читатель до того, как написать в газету, обращался со своим вопросом к местным властям. - В.М.). Но разве может один и тот же человек дать другой ответ?" - справедливо возмущается И.И.Лесько. Оказывается, может. В первом ответе из райисполкома Ивану Илларионовичу сообщили, что ему был выделен один участок сенокоса, от которого он отказался. Во втором - пенсионера "осчастливили" уже двумя участками, которые он... тоже не принял. "Я не удивлюсь, - пишет Лесько, - если из очередной отписки узнаю, что мне давали три делянки под сенокос".

Целую коллекцию писем-ответов из администрации Октябрьского района Минска собрали жильцы квартир 377 - 382 в доме N 78 по улице М.Богдановича. Тягомотина с протекающей крышей началась 4 года назад. Ответственные организации не вняли просьбам жильцов злополучного дома. И устав от хождения по кабинетам и сырости в квартирах, они, жильцы, написали в "СБ". В конце 1999 года ЖРЭО Советского района отремонтировало кровлю. Но буквально через пару месяцев на улице резко потеплело, и вода через залатанную крышу вернулась в жилище. Спустя два года (!) кровлю опять починили, причем результат проверки ее на герметичность был положительным. Терпение, только терпение, любил повторять мультяшный Карлсон. Через 7 месяцев администрация Советского района рассмотрела очередное обращение жильцов дома N 78 и сообщила, что "действительно, наблюдается протекание кровли над вашими квартирами. Ремонт по гарантии будет выполнен до конца текущего года при благоприятных погодных условиях. Приносим извинения за причиненные неудобства". Следом пришла еще одна бумага, датированная 20 декабря 2002 года. "Устранение течи кровельного покрытия в декабре текущего года не представилось возможным в связи с неблагоприятными погодными условиями. Выполнение работ планируется во II квартале 2003 года". Извинения за причиненные неудобства на сей раз никто не приносил. Зато в конце послания стояло казенное, наизусть выученное жильцами дома: "Заявление находится на контроле". Но не это сейчас волнует жалобщиков (за 4 года успели привыкнуть и смириться с подобным "контролем"), а то, кто и когда будет отвечать за проделанную работу. А ведь правда, кто и когда? Не к месту будет сказано, уж больно смахивает эта ситуация на "глухарь" - беда есть, а виноватых днем с огнем не сыскать!

Выяснения, кто кому и сколько должен между Б.Капустой, ее матерью М.Вайнблат из Ельска и местными коммунальниками, уже обросли бородой. Шутка сказать, больше 10 лет назад женщины перечислили на счет Ельского ХПУ Мозырского РСУ-3 немалую сумму для замены дощатого пола в их доме. Окончания работ и сейчас не видно. О затянувшемся ремонте в доме Вайнблат - Капусты "СБ" уже писала (N 261 от 15 ноября 2002 года). Практически одновременно с ответом на статью из управления ЖКХ Гомельского облисполкома в редакцию пришло очередное письмо Бэллы Леонидовны: "До 1991 года коммунхоз произвел капитальный ремонт нашего дома. Работы выполнялись с нарушением строительных норм (на что есть акты обследования), поэтому под полом появился грибок. Пол следовало заменить. Я с возмущением прочитала ответ директора коммунхоза вашему корреспонденту. Мол, на ремонт у организации нет денег. Но ведь у нас частный дом, и сумму на восстановительные работы мы внесли сами. И стройматериалы у нас необходимые есть: дубовые лаги, цемент, кирпич, плиты, гвозди... Так зачем же дело стало? Не денег у коммунальников нет, а совести". После вмешательства редакции злосчастный дом в Ельске посетила комиссия, состоящая из руководителей района и ведущих специалистов жилищно-коммунального хозяйства. Строительные работы стали набирать обороты - в одной из комнат оштукатурили стены, прибили плинтусы, обшили плитой каркас перегородки. На этом энтузиазм рабочих иссяк. А тем временем Капуста (кстати, инвалид II группы) и ее мать дышат сыростью, испарениями от покрытой толстым слоем плесени земли...

Из полученного от управления ЖКХ Гомельского облисполкома письма следует, что в ноябре и декабре прошлого года руководство КЖЭУП "Ельское" предлагало Вайнблат предоставить доступ в дом для окончания ремонтных работ по замене пола, от чего она "в оскорбительной форме отказалась". Только странно это: ждала женщина почти 12 лет, когда ей пол перестелют, а пришло время - взяла и отказалась?

На трудности нынешнего времени многое списать можно: не хватает денег, отсутствует именно то, что нужно здесь и сейчас... Вот только равнодушие ни на какие времена не спишешь. Потому так обидно людям, что от них как от назойливых мух отмахиваются. Не пора ли управдому опять становиться другом человека? Чтоб без вмешательства газеты, а как и положено по долгу службы? Да и чисто по-человечески.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter