Особая миссия транспортного прокурора

Александр Лашин: Задача прокурора — устранять недостатки

Добиваться не результативных проверок, а конкретного результата в устранении недостатков

Не секрет, что на итоговых заседаниях коллегий различных государственных органов особая роль отводится представителям вышестоящих органов.

По-разному они справляются с ней. Кто-то ограничивается созерцанием того, как проходит такое заседание, а кто-то активно вмешивается в его ход. Естественно, тогда КПД участия такого руководителя в работе итогового заседания коллегии значительно увеличивается.

Заместитель Генерального прокурора Беларуси Александр ЛАШИН (на снимке) — транспортный прокурор с солидным стажем. До назначения на свою нынешнюю должность Александр Михайлович был минским транспортным прокурором, заместителем белорусского транспортного прокурора. Вопросы обеспечения законности и правопорядка на транспорте, надзорной деятельности в этой сфере он знает в тонкостях. А потому к его словам, замечаниям и советам транспортные прокуроры прислушиваются особенно внимательно, стараясь при этом делать соответствующие поправки в предпринимаемые действия коллективов, которые они возглавляют.

Это проявилось и на недавнем заседании коллегии Белорусской транспортной прокуратуры, где обсуждались итоги работы органов БТП за минувший год и задачи по повышению эффективности деятельности по укреплению законности и правопорядка в транспортной отрасли. Александр Лашин делал обоснованные замечания выступающим, задавал им уточняющие вопросы, корректируя при этом их дальнейшие усилия в правильном направлении, так, чтобы подход к делу был современным и плодотворным.

Приведу такой наглядный пример. Председатель коллегии — белорусский транспортный прокурор государственный советник юстиции 3-го класса Анатолий Дудкин предоставил слово очередному выступающему. Оказавшись за трибуной, гомельский транспортный прокурор Сергей Емельяненко заявил, что возглавляемая им прокуратура в минувшем году сработала с положительной динамикой. В подтверждение этого Сергей Григорьевич начал приводить такие цифры: за год проведено 35 надзорных проверок, направлено 37 представлений, подготовлено 41 предписание, принесено 25 протестов.

— Это все есть в отчетах, — заметил председательствующий и предложил выступающему сосредоточиться на недостатках и упущениях.

Но когда Сергей Григорьевич продолжил свое выступление с информацией только о проведенной в минувшем году положительной работе Гомельской транспортной прокуратурой: «Привлечено больше виновных к дисциплинарной и административной ответственности, направлено больше исков…», вмешался и заместитель Генерального прокурора.

— Получается, что вы привлекаете все больше и больше людей к ответственности. О чем это свидетельствует? Рост числа привлеченных к ответственности — не показатель хорошей работы прокуратуры. Таким показателем является ситуация, когда на предприятии во всем порядок, никого не привлекают к ответственности и все отлично работает. И если с каждым годом все больше и больше выявляется на предприятиях нарушений, увеличивается число привлекаемых к дисциплинарной и административной ответственности, то, скорее всего, это значит, что повторяются одни и те же нарушения, нет должной реакции на акты прокурорского реагирования. Между тем наша, прокуроров, задача — управлять ситуацией. Сходили один раз на проверку, провели ее, внеся соответствующий акт прокурорского реагирования — и, как минимум, пять лет в проверенной организации не должно быть никаких нарушений.

Позже, взяв слово для выступления, заместитель Генерального прокурора Беларуси Александр Лашин развил эту мысль, обращаясь ко всем транспортным прокурорам:

— Если мы на одно и то же предприятие постоянно направляем представления по одним и тем же вопросам, то это говорит о том, что прокурор не влияет на ситуацию. Основная задача прокурора — добиваться не результативных проверок, а конкретного результата в устранении тех недостатков и нарушений, которые на предприятии имеются.

В целом Александр Михайлович считает, что органы Белорусской транспортной прокуратуры добились в минувшем году позитивных результатов. Действительно, проведена существенная работа по укреплению законности и правопорядка в системе железнодорожного, водного, воздушного, трубопроводного транспорта и Минского метрополитена. Предпринятыми мерами удалось существенно снизить уровень преступности и правонарушений,добиться определенных успехов в борьбе с коррупционными проявлениями, уменьшить уровень травматизма граждан.

В то же время заместитель Генерального прокурора сосредоточил внимание участников коллегии на приоритетных направлениях деятельности транспортных прокуроров. Поскольку объекты транспорта, подчеркнул он, являются местом массового пребывания людей, то они подвержены террористическим актам и экстремистским проявлениям. После трагических событий на станции метро «Октябрьская» приняты адекватные разносторонние меры по обеспечению безопасности пассажиров. Но пройдет определенное время без серьезных негативных проявлений, предупредил Александр Лашин, и может наступить некоторая самоуспокоенность должностных лиц транспортных организаций. И здесь свое веское слово могут сказать транспортные прокуроры.

Они должны уделять постоянное внимание вопросам безопасности граждан не только в метро, но и на других объектах транспорта. Так, в прошлом году снижено количество пострадавших граждан в результате наезда железнодорожного транспорта на 14,9 % (с 235 до 200 человек). В то же время с 6 до 10 увеличилось количество пострадавших несовершеннолетних. Данное обстоятельство, обратил внимание заместитель Генерального прокурора, свидетельствует о том, что при проведении профилактической работы в данном направлении используется далеко не весь потенциал, который имеется у субъектов профилактики.

Естественно, транспортным прокурорам необходимо всеми формами и методами задействовать этот потенциал, усиливать комплекс профилактических мероприятий, направленных на защиту граждан, в том числе и несовершеннолетних, а также дальнейшую стабилизацию криминогенной обстановки, минимизацию преступности на объектах транспорта. Уделяя постоянное внимание вопросам борьбы с коррупцией, транспортные прокуроры должны выделять в качестве приоритетных именно предупредительно-профилактические мероприятия и в этой сфере. В то же время они должны добиваться исключения фактов необоснованного привлечения граждан к уголовной ответственности, а также разобраться с причинами роста прекращаемости таких дел, увеличения сроков расследования.

В нынешнем году надзорная деятельность органов Белорусской транспортной прокуратуры претерпит существенные изменения. Со своей стороны руководители БТП в целях повышения эффективности прокурорского надзора в транспортной отрасли страны разработали и внесли в Генеральную прокуратуру предложения об оптимизации и расширении надзорных полномочий органов Белорусской транспортной прокуратуры.

— Вскоре на транспортных прокуроров, — сообщил Александр Лашин, — Генеральным прокурором будут возложены дополнительные полномочия, в том числе по осуществлению прокурорского надзора за исполнением законодательства в таможенных органах. Полагаю, что разделение полномочий между территориальными и транспортными прокуратурами в данной сфере позволит добиться повышения эффективности надзорной деятельности.

Одним словом, достаточно продуктивным стало участие заместителя Генерального прокурора Беларуси Александра Лашина в заседании коллегии нижестоящей прокуратуры. При этом он обошелся без «накачек», зубодробительной критики, но в то же время и поправил, и нацелил транспортных прокуроров на ближайшую и отдаленную перспективу. И, что само по себе тоже ценно, тепло поблагодарил их за проделанную работу по укреплению законности и правопорядка. Наиболее отличившиеся прокуроры после завершения заседания коллегии БТП получили новые классные чины, поощрены иным образом. 

Фото: Андрей ЯКИМОВ

-------------------------------------

В тему

Приведу весьма красноречивый, на мой взгляд, факт. В минувшем году поощрено 48 прокурорских работников и работников органов Белорусской транспортной прокуратуры. Для сравнения: это составляет 53,3 % от общего списочного состава. В том числе четыре прокурорских работника органов Белорусской транспортной прокуратуры удостоены государственных наград, из них трое — медали «За безупречную службу» III степени и один — медали «За трудовые заслуги».

С другой стороны, каждый случай неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, нарушения служебной дисциплины получил принципиальную оценку со стороны руководства Белорусской транспортной прокуратуры. В минувшем году к дисциплинарной ответственности белорусским транспортным прокурором привлечено два прокурорских работника. Генеральным прокурором Республики Беларусь в 2012 году к дисциплинарной ответственности прокурорские работники и работники органов Белорусской транспортной прокуратуры не привлекались.

2013 год будет годом реформирования госаппарата. Структурные изменения и оптимизация численности коснутся и органов прокуратуры, что потребует от каждого работника органов БТП повышения профессионального уровня и трудовой дисциплины. Именно на это и были нацелены участники итогового заседания коллегии Белорусской транспортной прокуратуры.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter