Основные тренды глобализации и их влияние на перспективы Евразийского союза
У глобализации есть свои особенности, в число которых включают ее тренды. Каковы эти тренды и как они отразятся на перспективах формирования и функционирования Евразийского союза?
Первым трендом является возрастание роли незападных стран в мировой экономической, политической, финансовой системе. Этот тренд позволит будущему Евразийскому союзу искать и находить новых влиятельных союзников, что усилит его позиции на мировой арене.
Вторым — утрата прежнего влияния странами Запада в традиционно «западных» международных организациях — ВТО, МВФ, ВБ, ООН. Все большее количество сотрудников в этих организациях из незападных стран позволит будущему Евразийскому союзу рассчитывать на большую объективность при решении вопросов, затрагивающих национальные интересы стран — участниц интеграционного объединения. Ожидаемое увеличение квот в МВФ и ВБ в пользу крупнейших незападных экономик также снизит возможности США и ЕС манипулировать этими организациями.
Третьим — возрастание роли незападных капиталов в глобальной экономике. Незападные экономики, прежде всего Китай, Индия, Россия и Бразилия, уверенно входят в ряд крупнейших мировых инвесторов. Снижение инвестиционной зависимости от Запада в незападном мире увеличит тенденции к реализации незападными государствами своих суверенных прав без оглядки на мнение США или ЕС. Союзники стран — участниц Евразийского союза, активно инвестируя за рубежом, приобретут там большое влияние, которое можно будет использовать в общих интересах.
Четвертым — появление новых влиятельных незападных международных организаций на мировой арене: ШОС, ОДКБ, БРИКС. При этом ШОС и ОДКБ уже оперируют в этом статусе, а БРИКС находится в процессе формирования. Новые влиятельные международные организации, учитывающие прежде всего интересы своих участников, часто расходящиеся с интересами западных государств, приобретут возрастающее значение при решении сложных мировых вопросов, особенно в зоне своего влияния. Способность проводить свою точку зрения на мировой арене, используя членство в данных организациях, увеличит геополитический и геоэкономический потенциал стран будущего Евразийского союза.
Пятым — возрастающая неэффективность НАТО, продемонстрированная в затяжных и высокозатратных войнах в Ираке и Афганистане. Уроки вторжения в Ирак и Афганистан и малая эффективность самого мощного военного блока в борьбе с партизанским движением после победы над регулярными войсками привели к более осторожному взгляду правительств стран, участвующих в НАТО, на масштабные военные вторжения. Это уменьшает возможность стран Запада угрожать военным вторжением НАТО в незападные страны, поскольку такие угрозы будут рассматриваться как недостаточно правдоподобные. На этом фоне страны Евразийского союза могут рассчитывать на большую безопасность от НАТО.
Шестым — возрастание долгового бремени западных стран и снижение эффективности их экономик на фоне растущей эффективности экономик ведущих незападных стран. Эти проблемы приводят к снижению престижа стран Запада и их стратегических возможностей. Это необходимо использовать для повышения авторитета стран будущего Евразийского союза в мире и увеличения влияния на мировой арене, в том числе посредством использования мягкой силы.
Седьмым — укрупнение субъектов хозяйствования. Наибольшие конкурентные преимущества на глобальной арене получают страны с наибольшим количеством крупных транснациональных корпораций. Лидерство США в мировой политике тесно связано с доминированием в мировой экономике по числу крупных ТНК, базирующихся в стране. Стремительный рост количества крупных ТНК в Китае позволяет ему рассчитывать превзойти влияние США на глобальной арене после того, как китайские ТНК займут место американских.
Восьмым — возрастание роли активов, сосредоточенных в государственных фондах. Государственные фонды Китая, России, арабских стран в силу их размера могут сочетать финансовые инвестиции с политическими выгодами для своих стран. Это серьезный фактор для упрочения влияния будущего Евразийского союза в силу членства в нем России и стратегического партнерства с КНР.
Девятым — появление конкурентных западному проектов глобализации. В данный момент активно формируется и начинает реализовываться китайский проект глобализации. Если западный проект глобализации был нацелен на концентрацию контроля над миром в руках ведущих западных стран с координирующим и направляющим общие усилия центром в Вашингтоне, то теперь речь идет о стремлении Китая перенести центр управленческих решений в глобализационных процессах в Пекин. После начала мирового кризиса 2008 года все шире распространяется точка зрения, что американская экономика утратила статус локомотива мировой экономики и эта роль перешла к Китаю. Высокие темпы роста китайской экономики и все большая зависимость западных экономик от преуспевания китайской позволяют Пекину рассчитывать на успех китайского проекта глобализации в долгосрочной перспективе. Естественно, что США вряд ли смирятся с этим и уступят лидерство без борьбы. Ситуацию США осложняет и попытка некоторых политиков Евросоюза развить собственный европейский проект глобализации, в котором центром принятия важнейших мировых решений станет не Вашингтон, а Брюссель. В рамках евразийской интеграции важно определиться с ролью Евразийского союза в конкурентной борьбе за глобальное господство, чтобы получить максимальные долгосрочные преимущества при правильном выборе. При этом необходимо учитывать, что тотальное господство западных стран в последовавшие за распадом СССР годы не принесло ничего хорошего для стран — участниц евразийской интеграции.
Десятым трендом является возрастание влияния демографического фактора на способность извлечь политические и экономические выгоды от вовлечения в глобализацию: крупнейшая по населению экономика оказывается способна захватить лидирующие позиции в мире (пример Китая). Этот фактор негативно повлияет на возможности Евразийского союза на мировой арене — нынешний демографический ресурс трех стран, давших согласие на его формирование, — Беларуси, России и Казахстана — не превышает 168 млн. человек. Это почти в два раза меньшее население по сравнению со США, почти в три раза меньшее, чем в ЕС, в восемь раз меньшее население по сравнению с Китаем, в семь с лишним раз меньшее по сравнению с Индией. Даже население Бразилии превышает население будущего Евразийского союза, что может со временем позволить Бразилии сформировать больший экономический потенциал, чем у стран Евразийского союза. В долгосрочной перспективе именно малый размер населения становится самой уязвимой чертой влияния Евразийского союза в глобальной экономике и политике. Объясняет этот фактор и необходимость вовлечения в процессы евразийской интеграции Украины, главным стратегическим ресурсом которой для Евразийского союза являются ее 46 млн. граждан.
Сергей КИЗИМА, заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь