Основа защищенности — ГРАМОТНОСТЬ

2005 год объявлен Всемирной организацией потребителей Годом информирования о генетически модифицированных продуктах

2005 год объявлен Всемирной организацией потребителей Годом информирования о генетически модифицированных продуктах

Белорусскому движению защиты прав потребителей 15 лет. Однако оно и до сегодняшнего дня в большей мере представлено общественными организациями. Это Белорусское общество защиты потребителей, возглавляет которое Анна Суша, и Минское общество потребителей, возглавляемое Ириной Астафьевой.

А что же государство? Оно тоже участвует в защите потребительских прав граждан, однако гораздо более скромно. По Закону “О защите прав потребителей” от 2002 года оно возложило на себя координирующую функцию, для чего создало при Министерстве торговли специальный отдел, ставший недавно управлением. Если БОЗП имеет 12 человек в головном офисе и 51 региональную структуру с сотнями активистов по всей Беларуси, то минторговское управление защиты прав потребителей и контроля за рекламой — всего 7 человек.
Раньше защитой потребителей в Беларуси занималось Министерство предпринимательства, имеющее региональные комитеты, однако с его упразднением были упразднены и региональные потребительские структуры. Восстановить их никак не удается, а альтернативного решения проблемы пока не предлагается. В результате БОЗП провело в 2004 году 177 судебных процессов, проиграв, кстати, только 5 из них, а государственное потребительское управление занимается лишь досудебными разбирательствами, причем и здесь имея ограниченные возможности. Так, однажды в управление позвонила женщина и очень просила прислать к ней инспектора, поскольку она находится в сервисном центре, где ей подменили сданную в ремонт бытовую технику. Увы, в данный момент свободного сотрудника не нашлось. Правда, когда у них есть возможность заняться конкретным потребительским спором, то работают они очень эффективно, предоставляя услуги бесплатно.
Общественные организации, в свою очередь, научились более результативно отстаивать права потребителей, выигрывать судебные иски. Правда, суммы материальной компенсации морального ущерба пока что небольшие — лишь в редких случаях существенно превышают сумму потраченных на некачественную вещь или услугу денег.
Все более уверенно чувствует себя потребительская общественность и при контактах с различными ведомствами. Введение в 115 школах Беларуси курса “Основы потребительских знаний” с изданием учебного пособия было инициировано именно Белорусским обществом защиты потребителей.
Основную функцию государственного потребительского органа подсказала сама жизнь — совершенствование потребительского законодательства. Это то, чего почти не могут общественные структуры. И в прошлом году продолжалась разработка механизма реализации недавно принятого закона о защите прав потребителей с принятием ряда важных нормативных актов, названия которых говорят сами за себя: “Правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания”, “О некоторых вопросах деятельности рынков”, “Правила бытового обслуживания потребителей”, “О некоторых вопросах защиты прав потребителей”.
Основная задача общественных потребительских организаций — научить каждого самому защищать себя и своих близких. С учетом общемировых подходов.
Общие усилия общественности и государства в данном направлении привели к тому, что и законодательная защищенность, и потребительская грамотность граждан Беларуси неуклонно возрастают, хотя они пока ниже, чем у граждан стран Запада. Этому способствует наличие у них соответствующих государственных структур. Так, в Англии существует единый государственный департамент, в Германии государство поддерживает свои потребительские организации участием в финансировании их проектов и предоставлением ряда льгот. В России защитой потребителей занимается государственная федеральная потребительская служба при Министерстве здравоохранения и ее соответствующие структуры в регионах.
В Украине защита потребителей входит в круг обязанностей Госстандарта, и тоже есть разветвленная сеть региональных комитетов данного профиля.
А ведь с каждым годом в Беларуси потребительских конфликтов регистрируется все больше...
Появилась проблема c интернет-магазинами: при обнаружении дефектов в купленных через них товарах очень часто невозможно найти продавца — в документах не указан его юридический адрес, а также адрес сервис-центра.
Возросло количество жалоб на качество оказания бытовых и коммунальных услуг.
Не меньше трети продающихся в Беларуси товаров являются поддельными, а в некоторых секторах эта цифра достигает 90 процентов.
Население не получает информации о реализуемых через торговлю генетически модифицированных продуктах.
Реально ли всерьез бороться с проблемами таких масштабов силами в основном общественности? Совершенно очевидно, что, несмотря на все старания двух наших обществ потребителей, а также на усилия единственного на всю республику минторговского управления, противостоять диктату производителя (с серьезным возмещением морального вреда за брак) можно лишь отчасти. Особенно трудно этого добиться в регионах...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter