Основа любого дела

Разговор с Председателем Конституционного Суда Петром МИКЛАШЕВИЧЕМ...

Деньги да находчивость — не самое важное, что нужно для ведения бизнеса. В первую очередь частной инициативе необходим надежный правовой фундамент: свобода собственности и предпринимательства, торговли и конкуренции. Государство, в свою очередь, нуждается в действенных механизмах регулирования экономических процессов и защиты общественных интересов. Как соблюсти столь тонкий баланс? Об этом мы сегодня беседуем с Председателем Конституционного Суда Петром МИКЛАШЕВИЧЕМ.


— Петр Петрович, на чем основывается свобода собственности?


— Разумеется, на нормах и принципах Конституции. Но это слишком общий ответ. Впрочем, как и вопрос. Другое дело, чем обеспечивается свобода собственности? А это, во–первых, создание условий для свободного приобретения собственности. Во–вторых, не менее важно обеспечение возможностей полной реализации собственником своих правомочий. Другими словами, собственник должен иметь право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. В–третьих, у нас установлены гарантии от необоснованного лишения собственника принадлежащего ему имущества. В–четвертых, создана система как эффективной защиты прав собственника, так и восстановления нарушенных прав. Как видите, основа правового обеспечения свободы собственности у нас весьма солидная. А уж задачей законодателей и правоприменителей, в том числе и судов, является реализация и развитие этих конституционных положений.


— Какие правовые механизмы обеспечивают у нас свободу предпринимательства?


— Как вы знаете, Конституция гарантирует всем гражданам равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом. Этот принцип получил развитие в нормах Гражданского, Инвестиционного, Налогового и иных кодексов, в других законодательных актах. Все они направлены на развитие в стране цивилизованного бизнеса. Но это не значит, будто созданная правовая база остановилась в развитии: за последнее время предприняты значительные меры по ее совершенствованию. К примеру, установленный декретом Президента переход на заявительный принцип государственной регистрации всех субъектов хозяйствования, за исключением банков и небанковских кредитно–финансовых организаций. Сейчас регистрация субъектов хозяйствования осуществляется в предельно короткие сроки, при этом перечень документов, подаваемых в регистрирующий орган, сокращен до необходимого минимума. Теперь Правительством прорабатывается вопрос о возможности осуществления государственной регистрации через интернет. Кроме того, исключены требования к минимальному размеру уставного фонда коммерческих организаций, кроме акционерных обществ, банков и страховых организаций. Величина уставного фонда определяется юридическими лицами самостоятельно. Упрощается процедура ликвидации субъектов хозяйствования, реализуется принцип «одного окна» во взаимоотношениях государственных органов при проведении ликвидационной процедуры. При этом перечень оснований для ликвидации юридических лиц и прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей максимально сокращен.


— Похоже, государство стремится продемонстрировать доверие к частному бизнесу, а также готовность строить с ним партнерские взаимоотношения...


— Абсолютно верно. Скажем, сегодня пересмотрены подходы к осуществлению контрольно–надзорной деятельности. В их основе — переход от сплошного контроля к дифференцированному, в зависимости от отнесения субъектов хозяйствования к установленной группе риска. Регламентирован единый порядок проведения контрольной и надзорной деятельности. Теперь добросовестные предприниматели могут спокойно работать, не отвлекаясь на частые визиты проверяющих. Бизнесу даже предоставлено право на незначительные ошибки. Такие ошибки не будут считаться административными нарушениями, если приняты меры по их устранению и возмещению причиненного вреда. По сути, создается система контроля, которая не препятствует проявлению деловой инициативы в стране и позволяет проводить проверочные мероприятия не в карательных, а в предупредительных целях.


— Кроме названного декрета, ожидаются ли другие законодательные акты, обращенные к предпринимателям?


— Как раз этой цели служит проект нового закона «О поддержке малого и среднего предпринимательства». Им предусмотрено право предпринимателей свободно выбирать сферу деятельности, определять формы, системы и размеры оплаты труда, свободно устанавливать цены на свою продукцию и т.д. Проект закона уже принят Палатой представителей Национального собрания в первом чтении. Это еще один значительный шаг в направлении либерализации экономики, снятия бюрократических барьеров, препятствующих становлению и ведению бизнеса.


— В рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса–2010» Беларусь заняла 58–е место среди 183 стран. Позволят ли правовые нововведения улучшить эту позицию?


— Безусловно. Сейчас стоит задача войти в тридцатку государств с наилучшими условиями для развития бизнеса. А международные экономические структуры уже публично признают, что Беларусь в последнее время входит в четверку стран — реформаторов законодательства в сфере предпринимательства. Если несколько отвлечься, то я считаю, что сегодня видоизменяется сама суть понятия «предприниматель». Он должен не просто «предпринимать» (суть значения этого понятия предполагает определенную незавершенность), а делать, создавать, созидать. Именно поэтому пересматриваются и законодательные подходы к лицензированию: сокращается количество видов деятельности, для занятия которыми требуется обязательное получение разрешения (лицензии), упрощается процедура их получения. Совершенствуется налоговое законодательство — надо сделать его понятным и ясным, способным стимулировать деловую активность, а не подавлять ее.


— Какова роль Конституционного Суда в создании более теплого экономического климата?


— Я бы сказал, что сегодня, в условиях финансово–экономического кризиса, возрастает роль правовой системы в целом, всех ее составляющих. Если же говорить о Конституционном Суде, то его задача — нацеливать законодателя и иные государственные органы на формирование подлинно правовой экономики. Только за последние годы суд внес около сорока предложений, относящихся к экономической сфере, из них более двадцати — в области налогообложения. В основном это предложения о необходимости изменений и дополнений в акты законодательства, о принятии новых актов. Также напомню, что с июля 2008 года Конституционный Суд начал осуществлять обязательный предварительный контроль конституционности всех законов, принятых Парламентом и представленных Президенту на подпись. В итоге за год с небольшим такую проверку прошли 155 законов. Значительная часть проверенных законов имеет как раз экономическую составляющую, все они направлены на дальнейшее развитие конституционных норм и принципов в сфере собственности и предпринимательства.


— В воскресенье отмечается День юриста. Спасибо за интервью и с наступающим праздником, Петр Петрович!


— В свою очередь, и я хочу искренне поздравить коллег–юристов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter