Осмысленное мечтание

Сенсационное открытие в области хирургии Во многих странах эта технология верой и правдой служит космосу и "оборонке".
Сенсационное открытие в области хирургии

Во многих странах эта технология верой и правдой служит космосу и "оборонке". Взять хотя бы микроэлектронику ракетной техники или классический подслушивающий "жучок". Ни то ни другое не обходится без особого полимерного покрытия. Все - ради прочности, водонепроницаемости, эластичности и прочих нюансов, которые в стратегических делах имеют особый вес. Технологию давно и активно используют в Америке, Японии, Германии, Англии. Применяется она и в бывших странах СССР. Например, в гомельском Институте механики металлополимерных систем имени В.А.Белого Национальной академии наук над этой темой всегда работали основательно. Быть может, поэтому гомельские ученые решили отклониться от траектории, заданной в других странах? С их легкой руки "космически-оборонный" принцип стал приживаться в довольно мирной сфере - хирургии.

Как говаривали медицинские светила, "хирургия держится на узлах". Фраза брошена не для красивости, а для отражения сути. Ибо истинное значение нити в хирургии понимает либо тот, кто шьет, либо тот, кого зашивают, на собственной "шкуре" ощущая все плюсы и минусы шовного материала. Скажем, заживает рубец через полгода или через две недели - есть разница? Да и скорейшее выздоровление после операции зависит в том числе и от качества нити.

Ученые Института механики металлополимерных систем и Гомельского государственного медицинского университета насущную проблему разглядели несколько лет назад. Тогда уже наметился отток гуманитарной помощи, по которой больницы получали львиную долю расходных материалов. В том числе и хирургическую нить. Все указывало на то, что очень скоро стране придется закупать нити. Скажем, около 30 тысяч километров в год, а это несколько сотен тысяч долларов. Так и случилось. Сегодня порядка 30 - 40 процентов нитей поступает в страну из дальнего зарубежья. Еще 70 процентов шовного материала поставляет белорусским хирургам Россия. Причем соседи делают хирургическую нить на основе капрона или лавсана, который закупают в... Беларуси.

Странной такая цепочка показалась лишь самим производителям волокон и ученым. В отличие от государственных ведомств, их почему-то волновал вопрос: зачем отдавать значительные бюджетные средства, если можно сэкономить и получить такой же продукт на отечественных площадях? Первым экономить для страны попыталось Могилевское производственное объединение "Химволокно". На предприятии создали участок с режимной санитарной зоной и организовали выпуск плетеной ПЭТ-нити, как говорят медики, вполне удовлетворительного качества. Но за несколько лет работы централизованно не было закуплено ни одного метра нити. Собственный шовный материал "Химволокно" раздавало бесплатно могилевским больницам. Надолго энтузиазма и запаса прочности не хватило. Вскоре участок был закрыт. А вот проблема осталась.

Мытарства могилевчан не испугали гомельских ученых. Три года назад на свой страх и риск они взялись за эту проблему, подпитываясь исключительно собственным энтузиазмом. Попытка пробить финансирование разработки темы рухнула в одночасье. В одном из ведомств, куда они обратились, был дан ответ: надо бы на первом этапе гарантировать создание самоокупаемого производства и подыскать инвестора, который оплатит 50 процентов расходов. Выполнить эти требования, когда речь идет о социальном проекте, не зная финала исследований, - почти утопия. Увлеченные ученые не стали разбивать лбы о неприступные бюрократические стены, а занялись своей работой. В двух научных учреждениях появились испытательные "закоулки". Так, в "металлополимерах" колдовали над покрытием нитей особым составом, для чего из подручного материала соорудили специальную лабораторную установку. Тем временем в медуниверситете усиленно оперировали крыс, прошивая "космически-оборонными" нитями органы, "утраченные" в процессе экспериментов.

- Перед собой мы ставим одну задачу - заменить российский шовный материал, который приемлем для нас по ценовому показателю, но явно уступает по многим медицинским параметрам. Его-то мы и попытались улучшить в несколько раз за счет применения полимерной технологии, - рассказывает проректор по лечебной работе Гомельского медуниверситета Владимир Аничкин. - Первые результаты лабораторных испытаний показали, что нам удалось этого добиться.

О нетрадиционном применении традиционной технологии мне рассказал заведующий отделом "Физика и технология тонких тканей" Института механики металлополимерных систем Петр Гракович. Каждое моноволокно капрона или лавсана (исключительно белорусского производства!) покрывается тонким слоем полимерного состава - того самого, который применяется в микроэлектронике и по своим свойствам сродни тефлону на модных сковородах. Отличить обработанную нить от ее первоначального варианта визуально практически невозможно. Но по сути - отличие колоссальное. Скажем, если после применения обычной российской нити, которой хирурги пользуются сейчас, рубец формируется три-четыре месяца, то полимерный аналог дает заживление уже через месяц. Как говорят ученые, мы получили то, что хотели, - нить, близкую к западному варианту, но менее дорогую. В отличие от российской, наша не намокает, а значит, не теряет прочности; в 2 раза уменьшает трение о биологическую ткань, а значит, создает минимум воспалительных процессов... И для пущей убедительности добавляют: крысы, у которых что только ни пришито новыми нитками, на поправку идут быстро и чувствуют себя бодро.

Бодро чувствуют себя и авторы научного проекта. Второе дыхание они обрели после республиканской научно-практической конференции "Наука, инновации и социально-экономическое развитие регионов", которая в ноябре минувшего года прошла в Гомеле. Озвучив свою тему перед высоким собранием, уже в новом году ученые получили первые 10 миллионов рублей по линии фундаментально-прикладных программ Национальной академии наук на дальнейшие исследования. Правда, на два года трудов нужно в 10 раз больше. Но и этот вклад - уже признание и понимание. Вскоре им предстоит защищать свой проект на совместном заседании президиума Национальной академии и Министерства здравоохранения, где гомельчане всерьез надеются увлечь Минздрав темой выпуска одного из самых массовых видов хирургической нити.

- Строить отдельное производство, которое от нас требовали два года назад, неразумно. Пример - могилевское "Химволокно", - таково мнение Петра Граковича. - У них большие обороты, и растрачивать силы на 2 тонны хирургических нитей в год неэффективно экономически. А вот создать подобное производство на базе нашего института не только возможно, но и необходимо для того, чтобы разработка реализовалась.

Не заразиться оптимизмом ученых очень трудно. Однако трудно отмахнуться и от реальности: пока даже самая распрекрасная и суперэкономически выгодная идея дойдет до производства - немало времени минует. Иностранцы давно признали наше необыкновенное умение сделать открытие из ничего. Но наше слабое место - вакуум между идеей и ее воплощением. Увы, по-прежнему в научно-производственной сфере не создано звено, которое взяло бы на себя весь риск и хлопоты по реализации научной разработки. Будь то хирургические нити или зубные щетки для инвалидов. Нужные мысли есть, а "приземлять" их - вот проблема - не всегда есть кому. Хотя в Гомеле почему-то уверены, что этот проект, получи он поддержку Минздрава, сумеют довести до логического конца и смогут помогать людям, которые, согласитесь, очень нуждаются в новом изобретении.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter