Нужен ли техосмотр транспорта?

Осмотренному верить?

Трагедия в Минске, когда грузовик с отказавшими тормозами лишил жизни школьницу и еще несколько человек серьезно травмировал, обострила в обществе дискуссию о техосмотре. Всплыли ошеломляющие факты. Оказывается, что до половины зарегистрированных в стране машин раскатывают по дорогам, не пройдя технический контроль. Один из участников спор–клуба «СБ» в самом этом факте увидел бессмысленность института технического осмотра в принципе, считает, что занятые в нем инспектора зря едят незаработанный хлеб, и предлагает заменить бесполезный осмотр на более, как ему представляется, нужное обслуживание. Вторая спорщица категорически не соглашается с коллегой и убеждена, что еще за многими представителями недозревшего социума надо ходить с кнутом и пока все еще заставлять бережнее и аккуратнее относиться к себя окружающим.

Фото Артура Прупаса

Чью сторону выберет читатель? Как всегда, ждем ваших комментариев к публикации на нашем сайте.

Пятое колесо

Дмитрий КРЯТ
Зная тебя, Виктория, как человека взглядов в большей степени либеральных, я, признаться, удивляюсь твоей позиции сторонницы тотального контроля. Видимо, сказывается унаследованная еще с советских времен от родителей и бабушек с дедушками уверенность, что государству должно быть дело до всего. Но за высокими словами, что таким образом реализуется благородная задача заботы об обществе, прячется банальная мягкотелость и стремление переложить на кого–то ответственность за то, что должен делать сам. Это же чертовски удобная позиция: вот есть у меня бумажка со штампом ГОСтехосмотра и в случае чего на этот ГОС и пеняйте. Кому год, а кому два можно не заглядывать под капот и днище автомобиля, даже если там все загремело, как ведро с гайками, сразу после выезда с линии контроля. Государство–то поручилось, что все будет в порядке.

Я это к тому, Вика, что мы уже давно вступили в эпоху, когда надо воспитывать человека другого типа. Того, который без оглядки на государство будет самостоятельно заботиться о своем комфорте и безопасности, лично выбирая для этого пути и инструменты. Но при этом четко осознающего высокую степень персональной ответственности за вольное или невольное создание угрозы жизненному пространству ближнего.

Смотри, как эволюционируют сегодня условия ведения бизнеса. Принимаются документы, сводящие к минимуму перечень красных флажков, которыми обставляются предпринимательские инициативы. Это выгодно и государству, и частнику. Зачем первому содержать армию пожарных инспекторов, которые ничего не производят, а методично выматывают нервы директору ресторана или СТО, тестируя вдоль и поперек его дело по тысяче пунктов нормативов? То же и о санитарной службе: кто сказал, условно говоря, что расстояние между кастрюлями на плите должно быть 15 см? А если 14? Посетители кафе отравятся?

Сегодня подобные глупые нормы списываются в утиль. Ответственность за качество работы перекладывается исключительно на владельца бизнеса. Хотя он и без того первое заинтересованное лицо в том, чтобы его бизнес был на высоте. Иначе обскачут конкуренты. Именно к таким подходам мы должны дрейфовать в гражданско–правовых отношениях в целом. В том числе и в теме обеспечения надлежащего технического состояния транспорта.

Я, Виктория, не стану говорить, что в полной мере и во всем перестроился на новый лад, считаю себя человеком исключительно современного типа, но в автомобильном вопросе вполне дисциплинирован, как и абсолютное большинство владельцев машин. Потому, что именно я больше кого бы то ни было заинтересован в надежности личного транспорта. Это мой комфорт, моя безопасность и мои деньги, в конце концов. Если вовремя не заменю масло, тормозные колодки, не «переобуюсь», в конечном итоге встанет дороже и для кошелька, а может, и для здоровья. Ты, конечно, скажешь, что не все такие ответственные. Соглашусь. Но безответственные и техосмотр не проходят, о чем вполне убедительно говорит беспристрастная статистика. Владельцы чуть ли не половины зарегистрированных в стране машин игнорируют эту обязанность. Не мои слова, а замначальника УП «Белтехосмотр». И при этом, удивительно, но факт, в рейтинге причин ДТП техническая неисправность автомобиля стабильно занимает одну из последних строчек. Если не самую последнюю. Получается, нет тут прямой связи, а значит, и актуальность сохранения института техосмотра под очень большим вопросом. По крайней мере, для меня.

Еще небольшой статистический штрих. В разных штатах самых автомобилизированных США свои подходы к проведению ТО. Где–то жесткие, где–то чисто формальные требования. В 13 штатах техосмотра нет вообще. Но уровень аварийности из–за неисправности транспорта повсеместно практически одинаков — примерно 0,7 процента от общего числа ДТП. Упразднен техосмотр личного некоммерческого транспорта в соседней Украине. И расклад причин аварий на дорогах там после этого никак не изменился.

Однако вернусь к самому трепетному — к деньгам. Раз в полгода весной и осенью я заезжаю на СТО. Стандартная сезонная процедура: поменять масло, резину. Заодно прошу мастера провести диагностику всех систем. Если что–то всплывает — чиним. Я плачу за конкретную работу, в которой заинтересован. Но мне очень жалко отдавать деньги еще кому–то, кто просто смотрит и ничего не делает. И таких людей в системе техосмотра, не занятых никаким производительным, полезным для общества трудом, тысячи. Да и трудом–то это вообще назвать сложно. Почему бы, скажем, не ввести полноценный технический паспорт автомобиля с отметками о прохождении сезонного техобслуживания, которые имеет право ставить любая СТО, получившая право работать. Есть штамп — молодец. Поезжай дальше. Нет — тогда уже плати штраф за разгильдяйство.

А пока в вопросе денег выигрывает только система техосмотра, выполняя функцию сомнительной надобности. Ну и, конечно, лобби автопроизводителей. Кто–то, быть может, станет взывать к прогрессивному европейскому опыту, но там логика системы выстроена четко: чем старше машина, тем неудобнее и дороже ее содержать. Бегом за новой! И техосмотр в нее встроен очень органично. Я же стою на идеалистических позициях первичности человека как самодостаточной и ответственной личности, которой можно и нужно доверять.

kryat@sb.by

Зачет автоматом

Виктория ПОПОВА
Дима, я в газете работаю, общение с людьми ежедневно убеждает меня в том, как не готовы мы пока к полноценному гражданскому обществу и только–только учимся апеллировать к местоимению «я». В любой непонятной ситуации по–прежнему виноваты мифические «они», в крайнем случае размытые «мы». И только единицы из нас готовы бить себя кулаком по голове в том случае, когда не правы. Ну о какой личной ответственности можно говорить сейчас, когда по–прежнему нам и нашим коллегам с телевидения приходят письма с просьбой починить трубу в доме, утеплить окна к зиме или вычистить колодец во дворе? Ты меня извини, дорогой, но по–соседски напомню тебе, что люди, как первобытные, еще в подъездах и лифтах продолжают мочиться, такое простое устройство, как клозет, не до конца освоили. А ты предлагаешь начинать с того, чтобы доверить им вопрос диагностики своего автомобиля. Прости, но нет. Как учил меня мой мудрый инструктор по вождению, любое авто — это орудие убийства, и отдавать его в руки кому попало без всякого контроля со стороны государства — это самоубийство.

Ты прав, я обожаю понятие «свобода» и поклоняюсь ей, не мыслю без нее своей жизни. И в то же время недоверчиво и даже с опаской отношусь к такому понятию, как «демократия», в вопросах общественного правопорядка. Последний рейд с ГАИ по улицам Минска выявил плачевный результат: треть авто не имеют отметки о пройденном техосмотре. Оправдания водителей традиционно–детские: не успел, забыл, закрутился, прохлопал. Или вот еще мое любименькое: «Дорага». Ты знаешь, я была заядлым автолюбителем десять лет, но как женщина практичная давно подсчитала все расходы на машину от страховки до ТО, бензина, масла, замены критически важных деталей — действительно край, не по карману мне такое веселье. И от машины легко отказалась. В таком городе, как Минск, гораздо дешевле и для нервов полезнее перемещаться на такси в случае острой необходимости. А содержать в семейном автопарке две «игрушки» и отказываться от техосмотра, потому что «дорага» — вот это по–нашему.

Неумение планировать свои расходы на год вперед, привычка жить одним днем и на широкую ногу — исключительно наша проблема. И я знаю, как ее искоренить. Сейчас добрые автоинспектора за непройденный техосмотр выписывают малозаметный для бюджета штраф или даже с замечанием в талоне могут отпустить «на первый раз» восвояси. Система абсолютно порочная. Нужно взвинтить штрафы до ощутимых пределов или даже права отбирать у водителей, которые не проходят техосмотр годами. Из того же последнего рейда ГАИ информация: «Среди остановленных машин оказалась бетономешалка. Ее диагностику не проводили с июля 2014 года. Водитель общаться с прессой отказался». Не думаю, что ты хотел бы потолкаться рядом с этой бетономешалкой на кольцевой. Неужели, правда, веришь в идеальный мир: завтра ТО отменяем — и все автолюбители, как птички в легенде о разжатом кулаке, стройными косяками летят на СТО. Не смешите мои тапочки. Только обязаловка, только гостехосмотр остаются для многих единственным поводом хоть изредка, хоть раз в год заглядывать под капот своих автомобилей.

К счастью, прогресс неумолим. Много лет назад и в штрафы о превышении скорости на трассе никто не верил, смеялись над табличками, предупреждающими о фотофиксации. Сегодня «письма счастья» все получаем исправно, худо–бедно научились не разгоняться выше 110 км/ч там, где это запрещено, и на пешеходных переходах аккуратно тормозим. «Как в Европе стало!» — радуемся мы, что у нас по сравнению с соседями и дороги хорошие, и правила дорожного движения соблюдаются, но привычки поддерживать порядок, проходить регулярно техосмотр еще нет. Уверяю тебя, Дмитрий, как только сотрудники ГАИ научатся тестить твой автомобиль на предмет ТО в онлайн–режиме и придут к тебе по почте неподъемные штрафы за нарушение, тогда вот точно станет как в Европе. В Германии, которую ты упоминал, ни одна страховая компания не выплатит матпомощь в случае аварии, если отметки о прохождении техосмотра в документах не найдет. Кстати, опыт Украины считаю для нас категорически неприемлемым. Была в прошлом мае на «Евровидении», и спасибо ночным концертам, автопарк киевского такси за неделю изучила — машинки в основном ретро. Я, конечно, знаю весь этот ваш мальчишеский дискурс, что советские «Жигули» дадут фору любому импортному «автохламу», но когда несчастная «Лада» не может по дороге вверх ехать, глохнет и по инерции вниз катится — зрелище смешное и печальное одновременно, нельзя так издеваться над старенькими машинами. Иногда с ними нужно уметь расставаться.

Подытожу: более половины зарегистрированных в Беларуси автомобилей ездят без пройденного техосмотра. Это сигнал к тому, что система государственного ТО не отрегулирована. Многие автолюбители, в том числе и ты, Дмитрий, не хотят оплачивать дорожный налог, который дороже штрафа за отсутствие пройденного техосмотра. Наверное, адекватным решением было бы разделить ТО и дорожный налог и/или увеличить штраф вплоть до лишения прав. Возможно, некоторую часть граждан такие шаги действительно подтолкнут к воротам станций техобслуживания. Ну а со временем автоматические «письма счастья» убедят всех остальных к аккуратным и регулярным проверкам. И настанут у нас гармония с равновесием.

viki@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter