Осколки стекла

.
...Больше всего жители поселка Партизанский, что на Вилейщине, сегодня хотели бы иметь постоянное рабочее место, чтобы не бояться за судьбу детей. После того как полтора года назад на реконструкцию закрыли местный стеклозавод "Залесье", без дела осталось около 300 человек - почти все трудоспособное население. "Люди плакали, - вспоминает Регина Горман, отдавшая предприятию 30 лет. - Куда пойти, если до ближайшего колхоза, готового предложить работу, 12 километров? А добраться можно только самостоятельно. Зарплата там мизерная, да и выдают ее с двух-, трехмесячной задержкой. Частные лесопилки предлагают лишь временную занятость, в лесхоз тоже всех не возьмут. Больше устроиться некуда. А у многих по трое-четверо малолетних детей... За что их кормить и обувать?"

Еще лет 10 назад предприятие процветало: за стеклянной бутылкой приезжали даже с Кавказа. Продукция оставалась конкурентоспособной, несмотря на то, что все сырье - от песка до соды - приходилось возить из России и Украины. Завод строил дома для работников, выдавал путевки в санатории. Молодежь не меняла поселковую прописку на городскую.

Однако рост цен на энергоносители, транспортные перевозки и подорожавшее сырье вместе с устаревшей технологией и изношенным оборудованием поставили предприятие на грань выживания. Себестоимость бутылки оказалась выше залоговой цены. И производство медленно, но верно начало затухать. Сегодня в былое процветание завода верится с трудом. Мертвые цеха, по которым летают стаи голубей, груды битого стекла, вытащенного из разобранной печи, да две сотни тысяч непроданных бутылок - все это производит удручающее впечатление.

"Нашелся бы какой-нибудь инвестор, - вздыхает директор стеклозавода Елена Наранович. - Жалко людей, они - настоящие мастера. Приезжали как-то к нам наладчики из России, увидели, что могут наши стеклодувы, - позвали к себе. Когда завод остановился, некоторые сразу уехали в Красноярск, Рославль... Надо ж как-то семьи кормить".

Неудивительно, что сегодня в Партизанском чаще увидишь женщину, чем мужчину. Из 116 жителей поселка, зарегистрированных в Вилейском районном центре занятости, 64 женщины. Но на пособие по безработице, не превышающее 30 тысяч рублей в месяц, семьей не проживешь. Спасение - личное подворье и подвернувшиеся заработки.

Справедливости ради стоит отметить, что жители Партизанского не брошены на произвол судьбы. Для директора центра занятости Валентины Волотович проблемы поселка стали почти своими. "Помогаем, чем можем, - рассказывает она. - То материальную помощь по линии центра окажем, то "гуманитарку" многодетным семьям выделим. Пятерым помогли найти работу, переобучив их. А еще неплохим подспорьем стали общественные и социально значимые работы".

"Все это зыбко и нестабильно, - сказала на прощание Тамара Кулеш. - Открыли бы в Партизанском хоть какое-то производство - и люди бы вернулись, и жизнь наладилась. Смотрите, какая махина простаивает. Сколько всего полезного здесь можно делать!"

Пока же жители поселка сушат сено, работают на огородах и продолжают надеяться.

Важно, чтобы ожидание не слишком затянулось.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter