Миропорядок рассыпался на осколки

Осколки собирать некому

Доклад прошлогодней Мюнхенской конференции по безопасности назывался «К краю пропасти и обратно». В этом году — «Большой пазл: кто подберет части?» В качестве сувенира, выпущенного к юбилейной, 55‑й конференции, раздавали коробочку с частями пазла: попробуйте, мол, собрать. Это, конечно, креативно, но печально. Потому что, если судить по докладу и темам дискуссий, мир не сумел отойти от края пропасти и все, что нам осталось, — рассыпавшийся на осколки миропорядок. 


Три дня в Мюнхене неприлично ярко светило солнце, оказавшееся единственным здесь оптимистом. Я присутствую уже на шестой конференции и признаюсь: так скучно еще не было. Не знаю почему, но организаторы дискуссиям — острым, полемическим, давно ставшим визитной карточкой Мюнхена — предпочли монологи. Я мечтала, чтобы на одной сцене свели вместе представителей США (здесь присутствовал вице‑президент США Майкл Пенс), Китая (был член Политбюро ЦК КПК Ян Цзечи) и России (как всегда, приехал министр иностранных дел Сергей Лавров). Ключевое слово здесь «вместе», а этого как раз не случилось. Вице‑президент Пенс выступил в роли проповедника, призывающего «следовать за американским лидерством» — и будет вам свобода и демократия, а вот «Северного потока‑2» и ядерной сделки с Ираном не будет. Ян Цзечи выступил так, как только китайцы умеют, — много и хорошо рассказал о приверженности своей страны миру и демократии, но не сказал при этом ничего, чего бы мы уже не знали. Да и Сергей Лавров повторил все то же самое, что говорит в Мюнхене из года в год. В этом на самом деле и проблема: все забронзовели в своих позициях, прорывов нет и не намечается. Хотя... 

В этом году ежегодная премия Мюнхенской конференции имени Эвальда фон Клейста за вклад в дело мира и разрешение конфликтов присуждена премьер‑министрам Греции Алексису Ципрасу и Северной Македонии Зорану Заеву. Чтобы Македония стала Северной и подала заявку на вступление а НАТО, им пришлось проделать большую работу внутри своих стран, на кону стояла политическая карьера Ципраса. «Они показывают, зачем мы собираем этот пазл, зачем нам нужна дипломатия», — отметил Вольфганг Ишингер, подводя итоги конференции. И напомнил о двух других руководителях, «которые поступили не так, как другие, — у них хватило мужества оказаться бок о бок на одной сцене и обсудить свои противоречия». Он имел в виду президентов Сербии Александра Вучича и Косово Хашима Тачи, участвовавших в дискуссии о безопасности в юго‑восточной Европе. 

С дискуссиями в этом году организаторы не совсем угадали. Обсуждение темы (несомненно, важной) «Изменение климата и безопасность: слишком горячо, чтобы справиться?» проходило в полупустом, но основном зале, а на проходившей в это время параллельной дискуссии «Безопасность в Восточной Европе» в куда менее вместительном Кениг зале было не протолкнуться. Очень показательный пример, чтобы понять приоритеты участников, но не организаторов, пытающихся разнообразить тематику и сделать ее менее зацикленной на Европе. 

Возможно, отсутствие четырех ранее заявленных лидеров сказалось на общем настрое конференции. Не приехали президент Франции Эммануэль Макрон, премьер‑министр Израиля Биньямин Нетаньяху, министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу и — на это особенно обратила внимание немецкая Die Welt — Президент Беларуси Александр Лукашенко. Раздел мюнхенского доклада по безопасности, посвященный Восточной Европе (острейшая, как показал Мюнхен, тема), начинается с цитаты белорусского лидера: «Мы не хотим обнаружить себя на новой линии разлома цивилизаций, в центре противостояния между восточным и западным блоками — это для нас ключевой момент» (цитата дана в обратном переводе с английского. — И.П.). 

Итак, главный диагноз, поставленный миру в Мюнхене: желания договариваться нет, каждый остается на своей позиции, никто никого не слышит и — самое печальное — слышать не хочет. Нашелся ли кто‑то, собравший рассыпавшийся на кусочки мировой пазл, — узнаем в следующем году, снова в Мюнхене. 

plesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter