Ошибочка вышла?

Еще раз о приписках в строительстве

Еще раз о приписках в строительстве


В Комитете государственного контроля Гомельской области мне приводят такой пример. Допустим, по действующим расценкам выкопать яму метр на метр и глубиной метр стоит 2 миллиона рублей. Но в сметной документации вдруг появляется цифра в пять раз больше — 10 миллионов. Подрядная организация, которой выполнять работу, даже чувствуя большую разницу, будет тихо копать. Если ошибку обнаружат — накажут всех, кроме подрядчика...


Это только штрих к актуальной проблеме завышения объемов строительства. Чем масштабнее стройки, тем больше интересных подробностей в тему. Что ни проверка объекта, то излишне выставленные к оплате миллионы, приписанные за счет завышенной стоимости работ либо их банального невыполнения, неправильно примененных индексов, ошибок проектных институтов... Нет в строительстве сферы, которую бы не тронула эта «инфекция»: возьми хоть разбор ветшающих зданий, хоть дома–новостройки, хоть обновление солидных учреждений...


— При реконструкции здания для Гомельского областного суда приписки перешагнули за 90 миллионов рублей. В этой сумме — как включенные в расчетные документы, но фактически не выполненные работы, так и выросшая словно по волшебству стоимость материалов, — в госконтроле оперируют конкретными примерами. — А при реконструкции хранилища для лука предприятия «Березки» Гомельского района завышение стоимости строительно–монтажных работ достигло 306 миллионов рублей. В этом случае подрядчик необоснованно применил повышающие коэффициенты.


Жилищное строительство и вовсе трудно представить без этой «болезни».


— Факты завышения заказчиками и подрядчиками стоимости строительства жилых домов имеют место по большинству объектов, проверенных в области, — резюмируют в региональном КГК и подсказывают последние адреса.


Среди них, к примеру, дом № 20 по улице Московской в Добруше. Оптимистично окрашенный фасад новостройки радует глаз и одновременно удивляет пустыми окнами. Пятиэтажку сдали еще в марте, но в ней до сих пор никто не живет.


— Только завершили работы по благоустройству, — объясняет главный инженер УКСа Добрушского района Владимир Зиневич. А на вопрос о лишних деньгах дает исчерпывающий ответ: — Действительно, 92 миллиона рублей — сумма немаленькая. Но она появилась из–за применения подрядчиком более дорогих материалов и фактически не выполненных работ. Недосмотрели... В УКСе тогда были только начальник и специалист. Невозможно было отследить все объекты. Но с этим уже разобрались.


...Сделаю ремарку: после банковского обмера. К слову, банки очень эффектно дополняют картину. За прошлый год и пять месяцев нынешнего Беларусбанк, например, при проведении контрольных обмеров всевозможных завышений насчитал почти на 900 миллионов рублей, Белагропромбанк — на 170 миллионов.


Так в чем же причина приписок в строительстве? Неумение считать, дефицит профессионалов, желание заработать?.. Не сказать ведь, что наказания пустяковые. Административные штрафы, предъявляемые нарушителям, весьма ощутимые. За последних полтора года их сумма превысила 2,3 миллиарда рублей. Более 70 руководителей и специалистов наказаны рублем. А человек при должности за просчет обычно меньше 700 тысяч рублей не платит... Более того, все объекты, «подпитанные» бюджетными деньгами, рано или поздно обязательно будут проверены...


— Нынешние объемы строительства в разы превосходят те, что были несколько лет назад, и этим многое объясняется, — так видит ситуацию Владимир Горбачев, председатель комитета по архитектуре и строительству Гомельского облисполкома. — Сложности в ценообразовании провоцируют неумышленные ошибки. Однако есть и промахи. Отчасти из–за того, что в отрасли не создана система подготовки кадров. Прежде всего на предприятиях и в организациях, где должны заботиться о повышении уровня квалификации специалистов, развитии инженерно–технических служб.


В областном госконтроле эту данность не опровергают. Но все же дополняют собственным мнением, сложившимся за годы строительного бума, и проверочной практики, его сопровождающей:


— Слабый уровень контроля — из этого вытекают остальные проблемы. Возможно, отношение станет более принципиальным, когда будет серьезно повышена ответственность за подобные нарушения.


Кстати


Со слабостью контроля КГК области связывает и приемку объектов, не готовых к эксплуатации. Так, 90–квартирный жилой дом в гомельском микрорайоне № 50 комиссия приняла вопреки мотивированному отказу инспекции департамента контроля и надзора за строительством по Гомельской области, получив «добро» этой службы лишь спустя полтора месяца после подписания акта.


Приемочной комиссией, назначенной Лоевским райисполкомом, в середине декабря прошлого года были приняты реконструированные сети канализации в деревне Страдубка. При этом не провели комплексную проверку оборудования и пусконаладочные работы. В результате объект реально не эксплуатировался еще два месяца после приемки.

 

Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter