Ошибки обходятся слишком дорого

Пример частный, но яркий. За год доля ОАО «Криница» в объеме произведенного в стране пива снизилась почти вдвое...
Пример частный, но яркий. За год доля ОАО «Криница» в объеме произведенного в стране пива снизилась почти вдвое: с 40 до 22 процентов. Бизнес–план по прибыли, рентабельности, объемам производства провален. Мощности предприятия и сейчас, когда год близится к концу, загружены лишь на 63 процента. Самое парадоксальное, что таков один из итогов «модернизации» (без кавычек в данном случае никак!), которую концерн «Белгоспищепром» проводил в последние годы на подведомственных предприятиях.

Удручающими назвал ее итоги Председатель Комитета госконтроля Александр Якобсон на состоявшейся вчера коллегии. А начал он с напоминания. Модернизация экономики — не самоцель и не разовая кампания, а важнейшее условие сохранения суверенитета государства, экономической стабильности и социальной устойчивости, усиления веса страны на региональных и мировых рынках.

«Белгоспищепрому» отводится особая роль. Президент, как известно, поставил задачу: экспорт продовольствия к 2015 году должен достичь 7 млрд. долларов. Это предполагает, что он должен постоянно расти, а импорт продуктов питания и сельхозсырья — столь же системно снижаться. Тем более если они производятся в стране.

Но вот какова реальная картина. За год закупки импортного подсолнечного масла увеличились на 23 процента, пива и кондитерских изделий из сахара — на 31, крепких спиртных напитков — на 48, маргарина — почти вдвое: на 99 процентов! Один из индикаторов продовольственной безопасности — доля импорта продуктов питания в розничном товарообороте. Программа социально–экономического развития страны на 2011 — 2015 годы определила его на уровне 16 — 17 процентов. Фактически имеем больше 18...

Модернизация требует денег. Их и государство выделяет, и специальные инновационные фонды аккумулируют. В сущности, оценка их использования и была главным предметом коллегии. Выяснилось, что фактически впустую были потрачены более 4 млрд. рублей. А поскольку проверялось лишь каждое пятое предприятие концерна, то сумму потерь, заметил А.Якобсон, можно смело увеличить до 20 миллиардов.

На многих примерах, одинаково красноречивых и удручающих, было показано, как тратились инновационные ассигнования. В 2010–м на Костюковичском спиртзаводе ввели новое, дорогое, вдвое более производительное оборудование. Но кое–чего недоучли, поэтому уже в 2011–м опять перешли на старую технологию. Итог обновления: себестоимость продукции увеличилась в 1,3 раза. Ожидаемых 1,8 млрд. рублей завод не заработал.

Подобные примеры дают брестский завод «Белалко» (никак не освоит производство спирта «люкс»), Климовичский ликеро–водочный (из 6 конкурсных предложений выбрали наиболее дорогое, но не лучшее), Березинский спиртзавод (безуспешно пытались заменить биогазом импортные ресурсы). Интегральный итог модернизации: планы по экспорту алкоголя концерн тоже завалил. К тому же создать свою эффективную товаропроводящую сеть не сумел.

Проверялась не только алкогольная отрасль. Единственный в стране завод по производству из кукурузы патоки и крахмала получил на модернизацию и освоил около 13 млн. долларов. Но продукция и сейчас не выдерживает ценовой конкуренции, 3 млрд. убытков получено только в этом году, мощности по патоке загружены наполовину, по крахмалу — на треть.

Резюме Александра Якобсона: из–за управленческих ошибок и просчетов вложенные в модернизацию средства не дают эффекта, поэтому возникают проблемы в развитии целых направлений в экономике. Концерн «Белгоспищепром» показал лишь пример того, как не нужно проводить модернизацию. Административные и прочие правовые меры приняты. Участие в работе коллегии представителей Правительства, Госкомитета по науке и технологиям, Академии наук ясно показывает, что последуют и выводы системные. Модернизация экономики — условие выживаемости страны. Ошибок в этом процессе быть не должно, их никто не простит.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter