Ошибка нерезидента

Гражданина Беларуси осудили в другом государстве.
Гражданина Беларуси осудили в другом государстве. Как быть?

Надпись на внутренней стороне обложки белорусского паспорта гласит, что обладатель документа находится под защитой Республики Беларусь. Что это означает? Сразу скажем, что речь не идет о тех случаях, когда белорус отбывает за границей наказание за уголовное преступление - это тема отдельного разговора. Но вот какая история приключилась с жителем Светлогорска Сергеем Иванчиковым.

Суд украинского города Николаева взыскал с него более 6,5 тысячи гривен. При этом дело рассматривалось без участия ответчика, с судебным решением он не согласен. Но Гомельский областной суд принял к исполнению решение украинского суда. Взыскание будет производиться в Беларуси. Сумма немалая, около полутора тысяч долларов, а зарабатывает С.Иванчиков в автобусном парке Светлогорска около 100 у.е., имеет двоих детей. "Уважаемая редакция, - пишет пострадавший, - если я действительно не прав, то буду выплачивать. Но юристы говорят, что дело на меня "навесили", т.к. живу в Беларуси и не могу защититься". Вот как выглядит история по версии пострадавшего.

Проживая в то время в Украине, С.Иванчиков с сентября 1997 года по май 1998-го возил хлеб с ОАО "Хлебозавод N 4" в магазин частной фирмы "ИРС". Трудовые отношения, как он сам утверждает, были определены устной договоренностью с директором "ИРСа".

При этом хлебозавод отпускал Иванчикову продукцию, не требуя доверенности или иных документов, подтверждающих его отношение к фирме "ИРС". Он лишь расписывался в транспортной накладной и отвозил хлеб в магазин, где тот оприходовался. В начале мая Иванчиков ушел из фирмы. Прошло около трех лет...

"И вот в начале 2001 года меня вызывают в суд. Фирма "ИРС", оказывается, задолжала хлебозаводу. Пять раз суд откладывался: то не являлся представитель истца, то - ответчика. Так и не дождавшись суда, я по семейным обстоятельствам вернулся на родину, в Беларусь. Устроился на работу, а в июне 2001 года получил и гражданство.

В феврале 2003 года участковый инспектор Светлогорского РОВД взял с меня объяснения по изложенному делу. В августе меня вызвали в Гомельский областной суд, где вручили определение. Наш суд лишь принял к исполнению решение украинского суда. Я узнал, что еще год назад суд города Николаева взыскал с меня якобы причиненный хлебозаводу ущерб".

Итак, прошло около пяти лет с того времени, как водитель С.Иванчиков экспедировал груз. Решающим оказалось следующее обстоятельство, установленное судом города Николаева. К марту 1998 года истек срок договора между хлебозаводом и фирмой "ИРС". Выходит, что два месяца Иванчиков отвозил хлеб неизвестно куда, "налево". Имеются его подписи на бумагах хлебозавода. Но приходных документов в магазине "ИРС" нет! Иванчиков утверждает, что бизнесмены давно их уничтожили и, пользуясь его отсутствием в суде, просто подставили.

Сергей Иванчиков спрашивает: "Почему меня не защитило родное государство? Почему на родине не могут, до выяснения всех обстоятельств, приостановить решение, вынесенное с нарушением международных норм?"

Действительно, Верховный Суд Беларуси отказал С.Иванчикову в рассмотрении жалобы. Причины мне разъяснила Светлана Бойко, начальник управления жалоб и приема граждан. Вопреки ошибочному мнению С.Иванчикова, Верховный Суд и не должен вникать в существо дела. В данном случае его интересовали законность и обоснованность судебного постановления. Юридическая процедура в Гомельском суде была полностью соблюдена. Зато сам Иванчиков ею пренебрег. В определении суда четко сказано, что оно "...может быть обжаловано и опротестовано в течение десяти дней в Верховный Суд через Гомельский областной суд". Иванчиков получил определение на руки и наверняка прочел, но жалобу почему-то не подал.

Для более детальных разъяснений Светлана Бойко адресовала меня в Министерство юстиции.

Здесь при управлении правового обеспечения внешних связей существует отдел по исполнению международных договоров о правовой помощи. Начальник отдела Мария Жандарова рассказала, что дело С.Иванчикова - весьма типичное в ряду прочих. Процедура их рассмотрения прописана в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, которую страны СНГ подписали 22 января 1993 года.

В данном деле министерства юстиции обеих стран действовали строго по процедуре. Поэтому утверждение Иванчикова о нарушении международных норм ошибочно. Как и мнение, что дело на него "повесили" как на бесправного иностранца. Даже то обстоятельство, что на момент рассмотрения дела Иванчиков имел белорусское гражданство, значения не имеет: у граждан Украины и Беларуси в данном случае равные права. Украинец может обращаться в белорусский суд и наоборот.

Значит ли это, что белорусский суд может отменить или пересмотреть решение суда украинского? Нет. Зато может отказать в ходатайстве исполнить решение последнего на территории Беларуси. Иначе говоря, Сергей Иванчиков, вероятно, мог бы и не выплачивать 6,5 тыс. гривен!

То, что он не подал жалобу в 10-дневный срок, было второй его ошибкой. Первую он совершил, когда не заявил ходатайства непосредственно в зале Гомельского суда. Например, что о времени рассмотрения дела в суде города Николаева он не был уведомлен. Международный договор позволяет письменно заявлять ходатайства и подавать встречные иски. Обязательно последовал бы запрос украинской стороне...

Общая схема выглядит так. Предположим, украинский суд назначил дело к слушанию и желает официально уведомить или опросить нашего гражданина. Он должен подготовить судебное поручение, направить в свое министерство юстиции, которое адресует его в наш Минюст. Последний поручит уже белорусскому суду по месту жительства гражданина выполнить нужные процессуальные действия. Судя по письму С.Иванчикова, именно так все и происходило.

Упомянутая конвенция содержит строгий перечень причин, по которым суду другого государства можно отказать в ходатайстве. В деле Иванчикова (если его утверждения правдивы!) такие причины были налицо. Не соверши он вторую ошибку, вполне имел бы шансы выиграть дело.

Разумеется, обе юридические оплошности Сергея Иванчикова стали лишь следствием его "неформального" трудоустройства. Не соверши он этой главной ошибки, глядишь, не пришлось бы доказывать свою невиновность и ощутимо страдать материально.

Чтобы избежать за границей подобной ситуации, Мария Жандарова советует первым делом обращаться в консульство или посольство Беларуси. Независимо от того, имеется или нет договор о правовой помощи с данной страной. Если же судебное производство начато, следует обращаться непосредственно в отдел по исполнению международных договоров о правовой помощи.

Министерство юстиции расположено по адресу: Минск, ул. Коллекторная, 10.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter