Что нам мешает создать свою индустрию вещей second hand?

Осетрина второй свежести

По большому счету в советские времена, когда многие семьи жили небогато, а магазины не отличались широким ассортиментом и изобилием товаров, вся страна напоминала огромный секонд-хенд, правда, чаще бесплатный. Младшие братья донашивали вещи старших, подружки в общежитиях менялись нарядами, переехавшие в город отдавали поистрепавшуюся одежду деревенской родне — если не сгодится для вечеринки, так хоть коров в ней можно пасти. Но и сегодня, когда новых вещей в продаже полным-полно, некоторые не прочь пополнить свой гардероб чем-нибудь из “второй руки” — именно так буквально и переводится с английского словосочетание second hand. Навалом сейчас и магазинов с аналогичной вывеской — это уже четко налаженный бизнес. Вот только призывного плаката “Купляйце беларускае!” вы не найдете ни в одном таком магазине. Наши вполне еще годные для носки вещи не востребованы на этом рынке и по-прежнему передаются “по наследству”, пылятся на антресолях в ожидании “черного дня”, изредка отдаются церковникам, чтобы те раздали их нуждающимся, а зачастую просто выбрасываются вместе с другими бытовыми отходами. Почему?



У  этого явления богатая предыстория. Отдельные исследователи отыскали его истоки аж в Англии ХVII века, когда короли, выражая особую милость, дарили свою одежду самым верным подданным. А королевский плащ передавался только во временное пользование, что считалось большой привилегией. И пока придворный фаворит носил его, он был “второй рукой” короля — этаким ходячим second hand. Но не только английские монархи придерживались подобных традиций. Вспомните хотя бы “шубу с барского плеча” или заячий тулупчик, подаренный, по версии Пушкина, бунтовщику Пугачеву русским дворянином Гриневым.

Современная история секонд-хенда насчитывает более семи десятков лет. Развитию этого бизнеса поспособствовал целый ряд социально-экономических факторов. С одной стороны, прежде всего сказалось финансовое благополучие большинства жителей западных стран, которые могут себе позволить менять гардероб каждый сезон, а вышедшая из моды одежда не успевает износиться. При этом культура не позволяет им просто так выбросить еще вполне годную вещь. С другой, — есть спрос на одежду высокого качества среди тех, кто не готов платить большие деньги в фирменных магазинах.

Многие жители США и западноевропейских стран не прочь приодеться в магазинах секонд-хенда. Не случайно они, как правило, находятся на центральных торговых улицах. Носить такие вещи там считается вполне нормальным — это одежда не бедняков и нищих, а экономных и бережливых, более того — людей со вкусом, склонных экспериментировать со своим гардеробом. Особенно серьезно относятся к индустрии секонд-хенда в Великобритании, Ирландии, Голландии. Деятельность компаний “вторых рук” лицензируется и строго контролируется.



И все же реально ли подзаработать на бэушных вещах белорусам? Для начала я наведалась в один из минских секонд-хендов, чтобы сдать кое-что из своего гардероба — поднадоевшее, но вполне приглядное. Дожидаясь администратора, успела присмотреться к тому, что плотными рядами висело на вешалках. 

На заре появления секонд-хендов большая часть такой одежды продавалась на вес. Чтобы выбрать “обновку”, приходилось буквально нырять в огромные короба или детские манежи, доверху забитые всевозможным тряпьем. Сейчас все по-другому: одежда рассортирована по размерам и фасонам, витрины и прилавки оформлены не хуже, чем в иных бутиках. А что же на этикетках? Женская блузка с оторванной пуговицей — 20 тысяч рублей, юбка — 90 тысяч, мужской пиджак с вытянутыми локтями и затяжками на карманах от 50 до 100 тысяч рублей. Попадается и новый товар — то, что остается от заграничных “черных пятниц”, его отличают фирменные ярлыки. Морально такие наряды явно устарели и неплохо смотрелись бы на модницах в начале двухтысячных.

Узнав о цели моего визита, администратор пояснила:

— С рук мы ничего не принимаем. Одежда к нам поступает только из Западной Европы, где она проходит специальную обработку. К ней прилагается сертификат, который затем подтверждается и в нашей санстанции.



Вспомнив, что на некоторых вещевых рынках тоже есть ряды, где можно недорого купить подержанную импортную одежду, решила заглянуть и туда. Мониторинг одного из развалов в Ждановичах показал, что за 200 тысяч рублей можно купить джинсы и майку или летний сарафан. Однако вещи с рук тут тоже не принимают. Зато, как выяснилось, каждый может сам продать в Ждановичах подержанные вещи, но при условии, что заплатит за аренду торгового места на “блошином рынке” 100 тысяч рублей за день. А с середины апреля, пояснили в управлении торговли и услуг Мингорисполкома, при наличии документов, подтверждающих право на льготу, такие места предоставляются бесплатно пенсионерам, инвалидам 1-й группы, инвалидам-колясочникам, ветеранам Великой Отечественной войны.

Честно говоря, никогда ничего не продавала на рынке, поэтому вариант превращения в торговку даже из журналистского любопытства отпал сразу. Да и конкурентов многовато. Решила снова поискать более цивилизованные варианты. Вспомнила советские времена и принялась обзванивать комиссионные магазины. Но и с ними вышла осечка.



— В данный момент берем на реализацию ноутбуки, телефоны, бытовую технику, пледы и посуду. Одежды у нас и так с избытком. И дать гарантию, что мы хотя бы через полгода продадим то, что нам приносят, не можем, — разъяснила хозяйка частного комиссионного магазина Татьяна Грицевец. — Дело в стоимости. Мы же не секонд-хенд, где цены символические. У нас вещи оценивают сами хозяева, с учетом того, что мы берем свою комиссию. На одежду она составляет около 40 процентов.

Выход из ситуации подсказало объявление на одном из сайтов: все желающие приглашались на бесплатную ярмарку, где можно за так отдать ношеные, но еще качественные вещи и, если появится желание, взять что-то взамен.

В назначенный день и час я уже распаковывала свой багаж на импровизированном прилавке. Рядом толпились такие же “продавцы”, выкладывая из коробок и узлов одежду, обувь, игрушки, сувениры. Вскоре в достаточно просторном помещении из-за обилия вещей и людей, их предлагающих, сложно было разминуться.

Отношение к такой ярмарке у посетителей было неоднозначным. Моя соседка по прилавку, студентка математического факультета БГУ Татьяна Иванкова, не скрывала эмоций:

— Бесплатный шопинг — это здорово! Можно и самому что-то подарить людям и запросто приобрести то, на что в магазине пришлось бы раскошелиться. Мы с подругами отдали свои поднадоевшие вещи, а сами обновили к весне гардероб. Я подобрала себе платье, девочки — юбки и блузки.

Некоторые посетители уходили с пустыми руками, видимо, опасались брать бесплатную одежду и обувь, которая появилась здесь непонятно откуда и не прошла санитарную обработку.

От организатора ярмарки Алины Поберезской я узнала, что подобные акции проходят в Минске несколько раз в год:

— Первые наши ярмарки были немноголюдными, собиралось около ста человек. Но мы поняли, что интерес к ним появился, и решили расширить проект. Судя по тому, что на нынешней ярмарке яблоку негде упасть, уверена, у него есть будущее.

К  слову, попытка создать собственную индустрию секонд-хенда в Беларуси была, но, увы, ничего толкового из этого не вышло: магазин “вторые руки” просуществовал совсем недолго. Из-за финансовых проблем арендовать торговый зал стало накладно, и организаторы отказались от этой затеи.

Сегодня функционирует лишь пункт сбора подержанных вещей, в котором волонтеры принимают и сортируют все, что бесплатно приносят люди. Большая часть вещей идет на благотворительные цели, примерно 5 процентов продается на различных ярмарках. Такое социальное предпринимательство дает возможность покрывать транспортные расходы, покупать упаковки для хранения вещей.

— В Минске всего около десятка пунктов сбора подержанной одежды, но этого явно недостаточно для почти двухмиллионного города, — убеждена организатор проекта Олеся Пчелка. — Да и мы еле-еле сводим концы с концами, хотя волонтеры многое делают бесплатно. В мечтах — возобновить проект и организовать все так, как в Западной Европе.

Идея явно не похоронена и нуждается в проработке. Ведь благосостояние наших людей тоже заметно выросло, многие покупают одежду уже не раз в несколько лет, как раньше, а на сезон. И перестают носить ее не потому, что брюки протерлись на коленках или платье потеряло форму, а из-за того, что вещь залежалась в шкафу. Некоторые продают или дарят вещи через сайты и объявления в газетах. Но если бы и к нашим людям приходили на дом волонтеры из благотворительных организаций, уверена, нашлось бы немало желающих избавиться от вышедшей из моды, но еще качественной одежды. Ведь, чтобы доставить вещи в пункт сбора самостоятельно, требуются силы, время и транспорт.

Я уже не говорю о том, что организация торговых точек белорусского секонд-хенда принесла бы дополнительный доход в казну. В таких магазинах нашла бы место и “стоковая” продукция наших предприятий. Ярмарки по продаже уцененной одежды не раз проходили в Минске и собирали немало покупателей. Почему бы не проводить такие распродажи на постоянной основе?

КАТЕГОРИИ ВЕЩЕЙ СЕКОНД-ХЕНДОВ:

STOCK — абсолютно новая одежда или обувь;

LUX, EXTRA — одежда с минимальным процентом износа (почти новая);

1-я категория — не рваная, не грязная, с малым процентом носки;

2-я категория — часто попадаются вещи, непригодные к продаже;

3-я категория — ветошь, тряпки (если хлопчатобумажные — пригодны для продажи в автосервис, мойки и т. д.).

Цены на закупаемый секонд-хенд варьируются от 3 до 17 евро за кг, в зависимости от категории.

ДЛЯ ЯСНОСТИ

На перерабатывающих заводах вещи сортируют по категориям, стирают и обрабатывают специальным раствором — формалиновым паром. Именно им пахнет в секонд-хендах, так что не стоит пугаться такого запаха — это признак чистоты вещей. Однако перед ноской одежду из секонд-хенда следует постирать, чтобы смыть остатки обработки — формалиновый раствор может вызвать на чувствительной коже аллергическую реакцию.

После дезинфекции вещи упаковывают, прессуют и доставляют специальным фирмам, которые занимаются их движением на рынке. У этих фирм владельцы секонд-хендов закупают одежду, обувь, аксессуары и даже детские игрушки. Вещи покупаются на вес по категориям: юбки, брюки и т. д. Также есть категории актуальности и износа вещей. Кстати, в некоторых магазинах на ценниках можно найти пункт “процент износа”. Он проставляется владельцами магазинов: 1 — вещь в идеальном состоянии, практически новая; 2 — вещь с незначительными дефектами; 3 — на вещи есть дырки, следы изношенности. Чаще всего в магазинах продают одежду категории 2. Вещи 1-й категории встречаются крайне редко, а 3-й почти не закупаются.

ЧТО, ОТКУДА И КАК

В Западной Европе существует несколько основных видов сборки одежды секонд-хенд

Магазинная сборка

Фирменные магазины брендовой одежды после сезонных распродаж и смены коллекции собирают непроданный товар и продают его фабрикам сортировки секонд-хенда по очень низким ценам. Такая одежда попадает в категорию “сток” — новая вещь с этикеткой. Зачастую магазины брендовых вещей не хотят, чтобы их товары продавались по низкой цене и вредили репутации. В таких случаях с одежды срезают бирки и ярлыки, чтобы покупатели не могли определить происхождение той или иной вещи. Зачастую отсутствие бирки говорит о высоком качестве одежды. Бренды Louis Vuitton, Christian Dior и другие никогда не допускают попадания своих старых коллекций в товар “сток”, поэтому они срезают ярлыки и только после этого продают уцененный товар на фабрики сортировки. Также ярлыки могут срезать производители одежды и аксессуаров для брендовых магазинов, не имеющие право на самостоятельную дистрибуцию бренда, при перепроизводстве или возврате товара от дистрибутора. Такие вещи попадают в категорию “секонд-хенд сream” — новая одежда без этикеток.
Домашняя (семейная) сборка

Сотрудники частных компаний или благотворительных организаций по сбору одежды обходят дома с предложениями сдать надоевшую, ненужную одежду. Есть и другой способ: люди по почте получают конверт с листовкой и полиэтиленовым пакетом от фирмы-сборщика внутри. В листовке содержится просьба собрать одежду и обувь. Такие фирмы платят государству определенную денежную сумму за получение лицензии на сбор вещей, и, как правило, чем богаче район, тем выше стоимость лицензии. По правилам вся одежда должна быть чистой и в хорошем состоянии. Обувь всегда должна быть парной и связана шнурком. Приветствуются постельное белье и одеяла. В определенный час проезжает машина и собирает эти пакеты.

Контейнерная сборка

В жилых районах около супермаркетов и автостоянок выставляют специальные контейнеры с логотипом фирмы-сборщика, в которых любой может оставить пакет с ненужной одеждой и обувью. Контейнерный сбор более беден и хаотичен, так как там частенько попадается разная домашняя утварь.

Школьная сборка

Сбор вещей также осуществляется в школах, особенно в английских и ирландских, где этим занимаются дети, которым соответствующие фирмы платят деньги. Помимо детских вещей в такой сборке присутствуют женская и мужская одежда, обувь, трикотаж.

КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Виолетта Брезовская, начальник управления потребительского рынка Министерства торговли:

— В нашей стране сегодня работает 418 торговых объектов, реализующих товары секон-хенд, 68 из них — в Минске. Весь ассортимент поступает из-за рубежа. Безусловно, было бы неплохо предложить и вещи, бывшие в употреблении у нашего населения. Эта ниша в Беларуси действительно еще не занята. А желающих избавиться от излишков одежды и обуви, думаю, немало. В рамках действующего законодательства наиболее активные инициаторы вполне могут организовать и сбор вещей, и работу торговых объектов по продаже белорусского секонд-хенда.

Дарья Чумакова, эколог:

— Идея создания белорусских секонд-хендов правильная и рациональная. Можно наладить своеобразный оборот подержанных вещей внутри страны, а не покупать их за границей. Ведь привезенная к нам одежда тоже рано или поздно снашивается и отправляется на свалки, что не улучшает состояние окружающей среды. То же самое касается подержанных автомобилей, заполонивших наши улицы и дворы, — это такой же секонд-хенд, только металлический. В итоге выходит, что мы “пристраиваем” импортный хлам, хотя у нас и своего навалом.

zaxarova@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter