Осенний сюрприз. В тот день пригородный лес встретил меня лирическим туманом и безветрием. Слышен был каждый шаг...

Распугивать живность не хотелось. Чтобы не шуршать листьями, я пошел по лесной дороге. Так и шел, пока не оказался у опушки леса. На широко раскинувшемся поле не было ни души. “Не везет вначале — повезет потом”, — с оптимизмом подумал я и неспешно двинулся вдоль опушки. А на небольшом бугре, под елкой, откуда просматривалось все поле, присел отдохнуть...

У каждого свои заботы

Только расслабился — запинькала рядом буроголовая гаичка. Подлетела полюбопытствовать: кто тут сидит и не угрожает ли пришелец синичьему роду? Попрыгав по еловым лапам, она строго цыкнула на меня и упорхнула.
Скучал я недолго: на поле, как на сцене, появилась лиса-патрикеевна. Она с деловитым видом шла вдоль канавы, принюхиваясь и прислушиваясь к каждому шороху в сухой траве. Уши зверя двигались на голове, словно локаторы. Через десяток метров искомая цель была обнаружена — и виртуозный прыжок увенчался пойманной мышкой. Припав к земле, хитрунья позавтракала своей добычей и, облизав мордочку, тихонько потрусила дальше по своим лисьим делам. А я успел сделать парочку снимков.
Настроение мое улучшилось — как-никак, сегодня улыбнулась удача! И тут... я почувствовал на себе чей-то взгляд. Медленно поворачиваю голову — и вижу торчащие из травы на канаве уши зайца-русака.
Пока косой раздумывал, выпучив на меня глаза, я успел сделать почти портретный снимок зайчишки.

Девяносто исполинов

Совершенно неожиданно — для пасмурного дня — выглянуло солнце. Оно так ясно осветило дальние уголки поля, что мне даже удалось разглядеть там каких-то крупных зверей. Это уже интересно! Рюкзак на плечи — и быстрым шагом за фотошедеврами!
Чтобы выйти к животным против ветра, мне пришлось сделать большой круг по лесу. Оказавшись на его краю, снова беру в руки бинокль. На поле пасется один-единственный зубр. Сердце мое заколотилось, в ушах зашумело... Растерянно соображаю: куда подевались остальные? Я же видел около десятка зубров. И вдруг, бросаясь то влево, то вправо, преодолев заросли малины и кустарника, сталкиваюсь со стадом зубров буквально в двадцати метрах от себя! Два огромных быка стоят и смотрят в мою сторону. От неожиданности я стал даже приседать, а нужно было “превратиться в пень”! Однако по поведению четвероногой стражи я понял, что звери меня только слышали, но не видели в густых кустах.
Стадо было огромное. Во время этой сцены — хоть сам не знаю, как — я успел сосчитать лесных великанов. Было их 90. Рога зубров, как штыки, направлялись в мою сторону. Я даже вспотел. Подойти так близко к стаду зубров мне еще ни разу не удавалось. Наконец животные успокоились и стали пастись, передвигаясь правее от меня. Я вспомнил про фотоаппарат (!) и решил сделать несколько снимков с близкого расстояния.
Прикрываясь кустарником и прячась за откосом, продвинулся к стаду и принялся снимать животных. Возле огромной зубрихи стоял крохотный зубренок. Он ни на шаг не отходил от своей грозной мамаши. Все остальные телята в стаде были крупнее этого “маменькиного” сынка.
Появившаяся на дороге машина спугнула стадо, и оно лавиной понеслось в сторону леса на противоположную сторону поляны. Последним бежал, изо всех сил стараясь не отстать, зубренок-малыш. Его короткие ножки путались в густой траве.
Машина, испугавшая стадо, проехала, и зубры тут же перешли на медленный шаг. Отставший зубренок догнал мать и полез к вымени: уже проголодался...

Щелчки из канавы

Рассматривая освещенное солнцем поле возле леса, замечаю косуль. Далековато. Но час солнца — после трех недель пасмурной погоды — терять не хочется. Будь что будет! Полтора километра преодолеваю быстрым шагом. Остальные триста метров иду крадучись, прячась в мелиоративной канаве. Выглянув из нее, к своей радости замечаю, что табунок направляется в мою сторону. Пригнувшись, скользя и падая в воду, успеваю пройти-проползти метров пятьдесят. И вдруг прямо над бруствером вижу настороженные уши!
До косуль метров 30... Ложусь на склон канавы с фотоаппаратом наготове. В видоискатель вижу крупного самца. Он подходит к канаве с водой и в красивом прыжке преодолевает ее. Снимок сделать не успеваю. Но вижу, как к краю воды подходят коза и сеголеток. Они не торопясь скусывают еще зеленые листья травы и... переходят канаву. Мой замысел рушится.
А вот и хороший кадр! Самец, стоя на самом верху канавы, услышал щелчок зеркала моего аппарата и насторожился. К нему подошла козочка, и я успел нажать на “спуск”.
Довольный красивым кадром, сажусь на траву, снимаю сапоги и  выливаю из них воду, набранную при двух десятках падений, в которые богатая сюрпризами осень оценила ту пару удачных снимков...

Кстати, в этом номере мы решили подробнее рассказать о лесных великанах — зубрах. Читайте о них в нашей постоянной рубрике, посвященной животным, включенным в Красную книгу Беларуси (стр. 62—63). И по-прежнему ждем от вас, дорогие друзья, интересных историй и фотографий.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter