Такие разные кинематографисты как Игорь Добролюбов и Галина Адамович объединены в календаре соседними датами рождения

Осенние сны

Киноработы Игоря Добролюбова и Галины Адамович несут красоту, нравственную силу и внутренний свет

Славный месяц октябрь незримой нитью объединил в календаре таких разных и талантливых белорусских кинематографистов, как Игорь Добролюбов и Галина Адамович. Оба с разницей в несколько дней (и много лет) родились в октябре. Первый снимал художественное кино, вторая снимает кино документальное, пытаясь докопаться до сути наших современников, всегда идущих поодаль от толпы, своим путем. Ведет свою летопись наших грехов, удач и пороков. Обоих этих белорусских творцов, рожденных под созвездием Весов, объединяют стремление к гармонии, творческое и созидательное начало, позитивный взгляд на мир, тонкая интуиция. Весы — знак Воздуха. Эта стихия наделяет человека общительностью и сильным интеллектом. Игорь Михайлович ушел от нас десять лет назад. Галина Адамович продолжает снимать, регулярно выпуская новые талантливые работы.


Счастливый человек

Родившийся в Новосибирске Добролюбов после войны окончил минский журфак. (Кстати, из журналистики в кинематограф также пришли филолог, создатель саги о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне, отец «Зимней вишни» Игорь Масленников и автор «Кавказского пленника» Сергей Бодров — старший, занявший третье место со своим юмористическим рассказом в конкурсе популярного советского журнала «Крокодил».) Добролюбов признавался, что театром и кино увлекался с детства. После журфака, где в те годы был яркий студенческий театр, получил приглашение поработать актером в ТЮЗе. За два года на этой площадке сыграл много оригинальных персонажей, даже снимался в эпизодах некоторых фильмов киностудии «Беларусьфильм». После все-таки поехал и поступил во ВГИК, что считал своим главным достижением в биографии.

Во ВГИКе учился у знаменитого Михаила Ромма. Его однокурсниками были два Андрея, представители «золотой молодежи» и известных писательских семей — Смирнов и Кончаловский. Игорь Добролюбов проходил практику на картине Ромма «Девять дней одного года». Добролюбова, Кончаловского, Смирнова и других однокурсников можно увидеть в эпизодах этой картины, ставшей большим событием для советского кино и впервые рассказавшей с большого экрана о работе физиков-ядерщиков. В 2019 году перед интервью «Народной газете» Андрей Кончаловский вспоминал Игоря Михайловича добрым словом, а значит, помнил его: «Был на нашем курсе талантливый парень, ваш белорус…»

В картинах Добролюбова отражено время. В ленте «Потому что люблю» главными героями стали летчики-полярники, в «Улице без конца» — строители города белорусских нефтяников Новополоцка. В «Расписании на послезавтра» талантливые ученики и их увлеченные учителя, вдохновленные идеей открыть металлический водород, ведут постоянные дискуссии. А какой звездный состав удалось собрать Игорю Михайловичу в этой картине: Олег Даль, Маргарита Терехова, Валентин Никулин, Евгений Стеблов, Владимир Басов, Николай Еременко — старший. И пусть сегодня фильм выглядит несколько идеалистически (о современной школе принято снимать по-другому), в нем остался привкус советского романтизма.

Добролюбов чувствовал натуру ребенка, понимал ее, потому неоспорим и его вклад в детское кино: «По секрету всему свету», «Удивительные приключения Дениса Кораблева» по мотивам рассказов Виктора Драгунского. Эти фильмы отличались особым изяществом, современным ритмом, ироничной интонацией, а песни из них, написанные композитором Владимиром Шаинским и поэтом Михаилом Таничем, ушли в народ.

Но была и константа в творчестве Добролюбова — тема войны. Картину «Иван Макарович» он называл «коллективным воспоминанием поколения о пережитом». «Все авторы фильма — и оператор Дмитрий Зайцев, и художник Владимир Дементьев — во время войны были подростками, — отмечал Добролюбов. — Из наших страданий, нашей боли и памяти создавался образ Вани Матвеева — главного героя фильма, который сумел заменить взрослых, став к станку, по мере сил ковал Победу». Кстати, «Иван Макарович» получил Гран-при «Серебряная Минерва» на XXII МКФ детских фильмов в Венеции. Давно белорусский кинематограф не может похвастаться такими победами. И сегодня «Иван Макарович» остается одним из самых лучших военных фильмов с эталонной операторской работой Дмитрия Зайцева. Добролюбов также снял военные картины «Братушка» и «Третьего не дано» о командире партизанского отряда Василии Корже (сегодня его двоюродный правнук певец Макс Корж собирает стадионы, по крайней мере, собирал до коронавируса).

Особый успех выпал на картину Игоря Добролюбова «Белые росы» по сценарию Алексея Дударева. Незамысловатый сюжет о вымирающей деревне перерос у авторов в серьезный разговор о предназначении человека, месте, где он родился, его ответственности перед родными и близкими. Телесериал «Плач перепелки» по одноименному роману Ивана Чигринова был снят с болью и знанием материала. Снял Добролюбов и безысходный пронзительный «Эпилог», в котором Игорь Михайлович, как и Эльдар Рязанов в «Предсказании», и Георгий Данелия в «Насте», запечатлел свою растерянность перед новыми реалиями жизни, постепенно обретавшей жестокие рыночные черты.

В самой фамилии режиссера находим два ключевых слова для его творчества — «добро» и «любовь». Об этом всегда говорит драматург, автор сценария народной комедии «Белые росы» Алексей Дударев, когда журналисты в сотый раз пытаются выяснить у него причины популярности фильма. К сожалению, «добро» и «любовь» в 1990-е на экране уже были не в чести, им на смену пришли другие «вечные ценности»: алчность, жестокость, накопительство.

Добролюбов мечтал о совместной работе с Василем Быковым: хотел экранизировать его рассказ «Желтый песочек», но не успел. Одна из его картин называется «Счастливый человек». Игорь Михайлович тоже считал себя счастливым человеком, объясняя, что тот, кто всю жизнь занимается любимым делом, является таковым.

Фото Владимира Шлапака
ЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯД

Режиссер и призер многочисленных международных кинофестивалей Галина Адамович в отличие от некоторых документалистов осознанно не снимает чернуху. В 1994 году она окончила Белорусскую государственную академию искусств, и это было не самое лучшее время, чтобы приходить в кино — оно разваливалось. (В то, что белорусские документальные картины будут получать международные награды в Чехии, Испании, Иране, в тот момент мог поверить только законченный идеалист.) «Мы поступили в 1989 году, а в 1994-м окончили, — вспоминала Галина Валентиновна. — Это время самой тяжелой разрухи в кинематографе. Когда мы только появились на киностудии, монтажные работали в две смены, здесь крутилось огромное количество фильмов. Можно было встретить потрясающе образованных, талантливых людей, которые приезжали на «Беларусьфильм» после вузов Москвы, Ленинграда… Сюда хотелось идти, даже когда не было дел. А потом все постепенно изменилось».

Чернуха всегда в тренде. Неприглядные картинки из жизни Восточной Европы сегодня очень востребованы на кинофестивалях. Иногда кажется, что человек мыслящий, чуткий, трезво оценивающий время и свои возможности, на экранах международных кинофестивалей просто не нужен. На мой взгляд, Адамович искренне верит, что в документальном фильме должна быть надежда. Даже в ее недавней картине «Хороших девочек не бьют», посвященной проблеме домашнего насилия, этот свет есть. Находясь на грани, а иногда и за гранью отчаяния и обычной жизни, ее героини веры в себя не теряют.

Тот, кто видел работы Галины Адамович «Боже мой», «Заведенка», «Инокиня», «Лебеди», «Вядо», уже никогда не сможет забыть свет, исходящий от ее героев. Сколько там гуманизма и чуткости! Галина Валентиновна всегда рассказывает о глубоко личных переживаниях героев, их внутреннем мире, а проникнуть в него без доверия к автору фильма невозможно. Герои доверяют Адамович свои радости и беды. Верят, что она их не подведет, станет адвокатом их ошибок и заблуждений.

ЦИТАТА ГАЛИНЫ АДАМОВИЧ:

«Ошибиться в выборе темы или героя — самое страшное в документальном кино. При этом я работаю только с теми, кто соглашается сниматься. Человек должен хотеть участвовать в кино, принимать камеру рядом, должен пускать нас в свое пространство и делить личные моменты с камерой. Если герой не хочет сотрудничать, его надо менять».

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter