Осеннее сальто короля альта

Юрий Башмет — народный артист СССР и России, художественный руководитель проходящего в эти дни в Минске международного музыкального фестиваля — говорит и играет, как живет: увлеченно, страстно, без колебаний...

Юрий Башмет — народный артист СССР и России, художественный руководитель проходящего в эти дни в Минске международного музыкального фестиваля — говорит и играет, как живет: увлеченно, страстно, без колебаний. Умный и тонкий собеседник, Юрий Абрамович щедр на остроты и бескомпромиссен в оценках. Истинное филармоническое счастье — то, что, несмотря на свой интенсивный гастрольный график, приезжает к нам уже пятую осень. И, кажется, не собирается изменять этой традиции.


Вокруг света за 200 дней


— Для меня очень многое значат в жизни единомышленники. Несмотря на то, что Гидон Кремер и Виктор Третьяков совершенно разные музыканты, в них есть нечто общее, что мне импонирует. И есть многолетняя, близкая, проверенная годами дружба между нами. Если бы мы не дружили, я бы их и не пригласил. А если бы не дружил с Ростиславом Кримером, то не приезжал бы и сам. Так что мы тоже в некотором роде с Ростиславом — спонсоры. Но для нас цифры не имеют решающего значения. Правда, чем они будут выше, тем больше возможностей у нас будет для того, чтобы приглашать артистов, не находящихся в дружеской связи со мной. У всех свои графики, свои гастроли. Но пока мой авторитет — это самая лучшая гарантия фестиваля.


Я, например, 200 дней в году не бываю в Москве. 160 концертов в год не в Москве. Отчего моя московская концертная жизнь, конечно же, страдает. Когда наконец приезжаю, эти 3 — 4 дня проходят в диком режиме: по–прежнему серьезно и активно занимаюсь телевизионной программой «Вокзал мечты» плюс кафедра в Московской консерватории, 2 оркестра, которыми я руковожу. Таким образом, занятость невероятная. И даже если вечером будет выступать мой лучший друг или коллега, мне будет трудно посетить этот концерт. Поэтому музыкальный голод испытываю сильный. Если совпадаем где–то в другой стране по гастролям, обязательно иду. И это счастье. Так однажды попал на концерт Ростроповича в Японии, он дирижировал симфонией Шостаковича, там же много лет назад услышал Гидона Кремера с невероятной новой программой... Из–за занятости не смогу быть в Минске до конца фестиваля: канал «Культура» уже записывает новогоднюю программу, а я в ней принимаю участие.


О спонсоре замолвите слово...


— Говорили, что наш фестиваль — самый окупаемый из всех ваших фестивалей. Это замечательно. Но на своей практике знаю, что на самоокупаемости далеко не уедешь. В Москве давно нельзя говорить вслух про спонсоров. Почему? Если компания такая–то поддерживает тебя столько лет? То же самое на телевидении. Закуришь — и тут же говорят: «Спрячьте пачку, пожалуйста. Это реклама». Подождите, но вот благодаря этой пачке и человеку, который ее выпускает, целый симфонический оркестр с семьями кушает многие годы, несмотря на все мировые финансовые потрясения. Из телевизионных трансляций все мои слова благодарности спонсорам нещадно вырезают. На живых концертах я всегда спонсоров благодарю, зал эти мои слова слышит. Не надо этого стесняться. Наоборот, я бы давно как–то законодательно закрепил норму говорить спонсорам спасибо.


Сын за отца


— Никогда не надо никого тянуть за уши. Если музыкант играет на уровне, не соответствующем Кремеру или Третьякову, ему на нашем фестивале делать нечего. Я уверен: новые звездочки обязательно появятся. Но это должно происходить естественно. Так, чтобы не было потом стыдно. Как иногда бывает: отец — известный дирижер выступает вместе с солистом — сыном–скрипачом, который играет плохо. Могу привести пример: внук Ойстраха. Конечно, очень красиво и приятно: дед, отец, сын — и все музыканты. Линия хорошая. Но качество исполнения тоже должно соответствовать.


Как к этому относиться? Где грани смысла, вкуса, где это рациональное зерно? Прилично это еще или уже нет? Вот спрашиваю недавно у молодого музыканта: а как вам Стинг? И знаете что услышал? «Это — отстой». Поразительно. Я бы до такой формулировки не додумался. Меня всегда интересует этот секрет: настоящее — ненастоящее. Но мнение у молодых обязательно нужно спрашивать. В этом я уверен.


Страх нотного листа


— Я помню, что в прошлом году предлагал объявить конкурс среди белорусских композиторов на произведение, написанное специально для фестиваля. Вернее, даже не конкурс: я это представлял как обязательное условие всех последующих фестивалей. Но пока не получилось. Никакого вашего произведения в программе не прозвучало на фестивале. И я думаю, это недоработка. Считаю, произведение белорусского композитора необходимо обязательно вставить в устав фестиваля.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter