Осечка

Почему сорвалось введение "золотой акции" в частной фирме
Почему сорвалось введение "золотой акции" в частной фирме

В программной речи Президента 17 ноября прозвучало (столь резко, пожалуй, впервые) требование защитить отечественного предпринимателя от произвола чиновника и бюрократа. Кстати, заметьте разницу. Фразу "отечественный бизнесмен" язык произносит легко: в ней звучат те же достоинство, гордость, что и в словах "отечественная наука, отечественный спорт"... А вот "отечественный бюрократ" звучит глупо. Он, бюрократ, тоже изобретателен и настойчив. Но качества эти применяет лишь в своих, шкурных, интересах. Как правило, во вред и бизнесмену, и простому гражданину. И потому вызывает возмущение, часто брезгливость. А сколь нетрадиционные средства он применяет и как важно защитить от него предпринимателя, показывает история в Заславле.

В Беларуси работают не только колесные тракторы, но и несколько тысяч громадных гусеничных - ЧТЗ, место которых - на прокладке мелиоративных систем и дорог, в карьерах, на нефте- и лесоразработках. Разумеется, эти машины необходимо обслуживать.

В начале 90-х представители Челябинского тракторного завода прибыли в Беларусь. Прежняя система снабжения и сервиса развалилась, нужна была новая. Изучив ситуацию, уральцы нашли дилера - одного на всю страну! - в Заславле. Здесь действовало малое государственное предприятие "ЧТЗ-сервис", выделившееся из мелиоративного "Минскводстроя".

Позже предприятие стало арендным, а в середине 90-х - акционерным. 70 процентов акций ОАО выкупил коллектив, около 30 остались за государством. Небольшие доли у челябинского завода "ЧТЗ-Уралтрак" (так он называется сегодня) и заславского "Стройиндустрия".

Вот что важно. Еще пару лет назад "ЧТЗ-сервис" (по-прежнему единственный в стране дилер уральского гиганта) лишь продавал и обслуживал в Беларуси фирменные агрегаты "Уралтрака" и новые машины, обеспечивал гарантийные обязательства завода (сказать легко: "лишь продавал" - машина-то размером с танк!)

А сегодня в Заславле действует фактически конвейер. Не сказать "сборочный" - скорее "разборочно-сборочный". Сюда ставят старые тракторы, разбирают их до рамы, "до нуля", а затем собирают фактически новые. И дают им годовую гарантию. Если произведенный в Челябинске Т-170 Б ("болотный", он имеет широкие гусеницы и используется, например, для прокладки кабелей) стоит 150 млн. белорусских рублей, то собранный в Заславле (но с уральским "сертификатом") - всего 65 млн. В два с половиной раза дешевле! Хотя иные покупатели путали уральскую и заславскую сборку.

Словом, "ЧТЗ-сервис" динамично развивался на благо уральского производителя, белорусского потребителя и свое собственное. Скоро здесь должен появиться конвейер для разборки-сборки... тракторов МТЗ! Впрочем, об этом позже.

Тут новость как гром средь ясного неба: на предприятии введена "золотая акция".

Мы привыкли думать (и с полным основанием!), что "золотая акция" - это госгарантия: на слишком ушлого бизнесмена в крайней ситуации найдется управа. Он умышленно и корыстно не разорит предприятие с долей государственной собственности. Не выбросит на улицу людей. Не выкачает из недр (лабораторий, цехов, информационных массивов...) ценный национальный ресурс.

"Золотая акция" - отнюдь не бумажка, помахав которой перед носом ловкача, можно поставить его на место. Это особое право управления, получаемое представителем государства. Чтобы в нужный момент блокировать сомнительные решения: административные или финансовые. Указы Президента по поводу "золотой акции" выделяют такие основания для ее введения: угроза национальной безопасности государства, его экономике, социальная угроза людям, трудовым коллективам. Что же произошло в "ЧТЗ-сервисе"?

Управление государственными акциями фирмы было возложено на областное объединение "Минскмелиоводхоз". В начале года отсюда поступили два распоряжения: перечислить из прибыли "на содержание аппарата" 2 млн. 400 тыс. и 3 млн. 170 тыс. рублей. В "ЧТЗ-сервисе" на прибыль имели иные виды, поэтому последовал отказ.

А 14 апреля вышел документ: "Приказываю ввести особое право ("золотую акцию") государства на участие в управлении открытым акционерным обществом "ЧТЗ-сервис"... Подпись: генеральный директор объединения "Минскмелиоводхоз" Н.Грицук.

Я опустил сложную и длительную процедуру введения "золотой акции" (ясно же, что это не делается по чьей-то прихоти). Важно, что процесс был инициирован именно "Минскмелиоводхозом" и в соответствующих кабинетах облисполкома "продавлен", утвержден. Коллектив "ЧТЗ-сервиса" узнал об этом постфактум. Не имея понятия, какую же угрозу представляет для безопасности страны или ее экономики. Может быть, страдал коллектив?

Да, конфликт здесь был - когда директор резко поднял заработную плату рабочим, повысив ее до уровня ИТР. А заработки последних (они тогда достигали 200 долларов) притормозил. Директор затевал технологический прорыв. Ремонт и сборка сложнейших машин - это не торговля! Успех зависел не столько от бухгалтеров и менеджеров, сколько от слесарей и станочников.

Часть управленцев взбунтовалась, пожаловалась в несколько инстанций. Бесполезно. Потом предприятие от недовольных избавилось, причем юридически корректно. Кое-кто из "обиженных" пытался восстановиться через суд, но безуспешно.

И вот теперь уже восстал весь коллектив. В "золотой акции" люди увидели лишь бессмысленный чиновничий кураж. Созвали экстренное собрание. Цитирую некоторые выступления. Водитель А.Подгорный: "Мы строили цех по ремонту тракторов, начиная с фундамента. Мы нелегким трудом заслужили право быть дилером "Уралтрака". На предприятии все основные вопросы решаются открыто, на собраниях. Мы не обращались в "Минскмелиоводхоз" за защитой наших интересов..." Машинист крана А.Хоренго: "Почему такое решение приняли без согласования с трудовым коллективом? Почему представитель государства, постоянно присутствующий на собраниях, ни разу не высказал претензий к нашему руководству и нашей работе?.."

И так далее. Решение "Минскмелиоводхоза" люди отвергли единогласно. Директору Ивану Соколу дали "все законные полномочия" по отмене "золотой акции". Тот потребовал разъяснений: по каким причинам она введена, покажите обоснование, справку. Не сразу и неохотно бумагу ему показали...

"...Руководство ОАО "ЧТЗ-сервис" не желает работать сообща и не прислушивается к мнению объединения "Минскмелиоводхоз". Экономическая часть обоснования выглядела еще более смехотворно. Итоги всего минувшего года сравнили с показателями первых месяцев нынешнего. Выходило, что прибыль в январе - феврале 2004 года снизилась аж... на 2,8 процента! С 13,2 до 10,4. В этом угроза стране?

Было ясно, что аргументы "притянуты за уши", надуманны. К фирме у экономического отдела Заславского горисполкома нет претензий (его представитель честно сказал об этом на собрании). Ни одна проверка (а их было множество!) не уличила "ЧТЗ-сервис" в экономических, финансовых, административных и прочих нарушениях. Здесь самая высокая в Заславле (вторая по размеру, если быть точным) средняя зарплата - 530 тысяч рублей. Выплаты (и дивидендов тоже!) не задерживаются никогда. Все виды помощи городу и селу (которые у нас традиционно оказывают сильные предприятия) "ЧТЗ-сервис" оказывал регулярно. Истинная причина введения "золотой акции" была, похоже, в ином: "не прислушивается".

Проще говоря, мелиоративное ведомство желало бы согласовывать кандидатуру директора "ЧТЗ-сервиса". Не исключено, что видело здесь другую фигуру. А был на этом месте именно директор Иван Сокол, который на 70-летнем юбилее ЧТЗ в Челябинске имел честь выступить третьим - среди сотен гостей из всего бывшего СССР. Эта честь ему была оказана, видимо, неспроста.

30 лет проработал на территории, где стоит сейчас его предприятие. Трактор знает до последнего болта. Искал под заборами чужих заводов брошенные станки: покупал, перевозил, восстанавливал, запускал в работу. Собирал и обучал людей. Да, не прислушивался! Налаженный ремонт тракторов ЧТЗ в Заславле - это его личный (частный, наконец) бизнес!

А в этом году заключил договор на полтора миллиона долларов: взялся вернуть к жизни полторы сотни "добитых" на Кубани "Беларусов". Для того и нужна ему вторая нитка конвейера.

В сущности, ему пора на пенсию. И ушел бы, оставив фирму с налаженным производством, кристальной финансово-экономической репутацией и надежной командой. Уже выбирал, тренировал своего преемника...

Но ему говорят: надо согласовывать. Иначе захотим - поставим своего (хотя про согласование ничего не сказано в уставе, утвержденом, кстати, облисполкомом). И тебя, и коллектив не спросим. А если придет чужак, то дело, только-только налаженное, вполне может развалиться.

Про чужака сказано неспроста. Вот слова начальника отдела кадров "ЧТЗ-сервиса" З.Жданкевич: "Уралтрак" расположен за 3 тысячи километров. За 30 лет моей работы у нас побывало 15 делегаций из Челябинска. А из вышестоящей организации, до которой всего 25 км, я не видела никого".

Между тем Н.Грицук, выступая на собрании и настаивая на "золотой акции", ясно намекает (цитирую протокол): "...Предупреждаю, что на ваше предприятие будут направлены многочисленные проверки различных контролирующих организаций..."

Вы бы не взбунтовались? Очевидно, административно-чиновничий расчет был именно на то, что человек смирится. Да, не очень принято у нас идти наперекор аппаратной машине. И Сокола не раз предупреждали: не лезь на чиновничью стенку, плетью обуха не перешибешь.

Но Иван Сокол полез. Пора, кстати, сопоставить экономические показатели "ЧТЗ-сервиса" и предприятий системы "Минскмелиоводхоза" (их около двух десятков). Производительность труда у Сокола - 24,7 тыс. рублей в сопоставимых ценах. Другие и близко не приближаются: 6,6 тысячи, 9,5, 7,1... А вот еще интересный показатель: доля зарплаты в объеме выполненных работ. На "ЧТЗ-сервисе" - 12,4%. Вот здесь-то его все обошли: 25, 26, 44 процента! Это значит, что "проедает" фирма значительно меньше других, зато больше инвестирует! Про зарплату у Сокола и не говорю: она кратно выше. Платится исключительно из заработанных средств, хотя у "конкурента", бывает, - из кредита. Уж если и вводить "золотую акцию"... Как говорится, не худо б на себя оборотиться.

Словом, сначала И.Сокол направил несколько писем: в Минэкономики, Минюст, Министерство статистики и анализа, прокуратуру. Собирал аргументы, что обоснование под "золотую акцию" и процедура проведены некорректно; что приносит он государству (его экономике, людям, престижу) не вред, а очень даже приличную пользу; что, напротив, топорное чиновничье вмешательство в его бизнес государству повредит.

А затем подал иск в хозяйственный суд и дело выиграл! Потом выиграл и рассмотрение двух кассационных жалоб. "Золотая акция" на "ЧТЗ-сервисе" введена необоснованно! И на сегодняшний момент фактически отменена. И согласование директора не требуется, т.к. противоречит уставу ОАО и общим нормативным документам.

За полгода тяжбы предприятие потеряло около 60 млн. рублей. Введение "золотой акции" насторожило партнеров: "Уралтрак" отозвал ряд льготных контрактов, а Кубань отказала в предоплате за ремонт "Беларусов". Надеемся, что "ЧТЗ-сервис" восполнит потери. А с фактом юридической победы хотелось бы поздравить не только директора Ивана Сокола, но и многих честных бизнесменов.

Есть управа на чиновников! Которые даже столь сильное, крайнее средство, каким по определению является "золотая акция" (само название чего стоит!), умудряются подогнать под какие-то свои, маловразумительные, интересы. Или амбиции. Или зависть. Или стремление улучшить свои показатели. Притягивая высокие слова о государственном интересе и нуждах простого человека. А фактически спекулируя, девальвируя понятие "золотая акция", игнорируя интересы и государства, и простого человека. Настаиваю, что директор Иван Сокол - простой человек, поскольку работяга в нормальном смысле этого слова.

Важно, что его победа над чиновным произволом состоялась до упомянутого выступления Президента. Это, во-первых, к слову о правовом государстве. Во-вторых, статья неспроста названа "Осечка". Чиновник тоже не любит сдаваться. Дожать, добить-таки ослушника ему особенно приятно. Надеюсь, что теперь охота "перезарядить" и сделать вторую попытку отпадет.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter