Оружие к бою?

Традиционный парад французских войск в день взятия Бастилии в этом году отметился сразу двумя новшествами...
Традиционный парад французских войск в день взятия Бастилии в этом году отметился сразу двумя новшествами. Ну, во–первых, из военного джипа своих солдат и офицеров приветствовал новый президент Франции Николя Саркози. Что, впрочем, было предопределено заранее. Во–вторых, — и это было неожиданно — по Елисейским полям плечом к плечу с потомками мушкетеров шли военнослужащие 26 других стран Европейского союза. Конечно, военные парады уже давно не используются по назначению, то есть для устрашения противника, и больше напоминают праздник с ряжеными. Но посыл, который французский президент адресовал 600 тысячам собравшихся парижан и всему остальному миру, был понятен: несмотря ни на какие разногласия, Европа едина, в том числе и на полях гипотетических сражений. Прошу заметить: американские морские пехотинцы, несмотря на то что США и являются ближайшим союзником Франции в Североатлантическом альянсе, под Триумфальной аркой не проходили. Париж со времен генерала де Голля ревностнее других столиц относится к роли Вашингтона в европейских делах.

В тот же день с другого конца континента — из Москвы — пришел не менее четкий посыл. Владимир Путин своим указом приостановил участие России в Договоре об ограничении обычных вооруженных сил в Европе. ДОВСЕ был подписан в 1990 году Североатлантическим альянсом и Организацией Варшавского Договора для того, чтобы зафиксировать примерный паритет сил между двумя противоборствующими блоками и тем самым приостановить гонку вооружений в этой части света. Благородная цель, между прочим, была отчасти достигнута: в Европе стало меньше военной техники (на 60 тысяч штук) и людей в форме (на 700 тысяч человек).

В 1999 году, когда никакого ОВД уже не существовало в помине, а некоторые его участники вступили в НАТО, договор был адаптирован к новым условиям. По инициативе России, военное отставание которой от Запада стремительно увеличивалось. Многие из бывших сателлитов СССР перебежали на другую сторону, в Европе из союзников у России осталась фактически одна Беларусь... Ограничения устанавливались не для военных блоков, а для каждой европейской страны в отдельности. Однако соглашение об адаптации, помимо Москвы, ратифицировали только Беларусь, Казахстан и Украина.

Российский мораторий будет действовать до тех пор, пока все остальные европейские государства — речь идет о странах НАТО — также не проведут до конца процедуру ратификации. Государства Североатлантического альянса, в свою очередь, отказываются это сделать до тех пор, пока Россия не выведет свои базы с территории Грузии и Молдовы. Нужно сказать, что российские военные постепенно покидают эти две бывшие советские республики, а вот движения со стороны НАТО навстречу интересам Москвы не наблюдается вовсе.

«...Все персонажи вымышлены, все совпадения случайны» — так обычно начинают свои книги писатели, которые хотят застраховаться от судебных исков или привлечь «жареным» внимание читателя. Ни одна ни другая цель мной не преследуется, поэтому утверждать, что необычный парад на Елисейских полях и мораторий Кремля совпали случайно, я утверждать не буду.

ДОВСЕ касается сугубо территории Европы, причем в географическом ее понимании — от Британских островов до Урала. Но, как в старые недобрые времена, эта часть света стала заложницей противостояния между Москвой и Вашингтоном. Сейчас самый острый вопрос в американо–российских отношениях — это размещение элементов ПРО в Восточной Европе. В России уже молчат о том, что США размещают свои военные базы в Румынии и Болгарии, хотя это тоже нарушает баланс сил в регионе. Исчерпав все возможности влияния на Белый дом, в Кремле решили действовать через европейских союзников Америки. Ведь именно их интересы безопасности затронуты в первую очередь.

Нет, конечно, никто ни в России, ни на Западе не утверждает, что с Дальнего Востока пойдут военные эшелоны в Калининград. Нет у Москвы ресурсов, чтобы догонять Запад, военный потенциал которого сегодня в три–четыре раза превосходит российский. Да и вряд ли России нужно повторять ошибки СССР. Но то, что доверия между соседями станет меньше, это очевидно. И даже доказуемо на конкретных примерах: натовцы больше не смогут инспектировать российские военные объекты и наоборот. А ведь, пожалуй, именно в том, что ДОВСЕ заставлял бывших врагов доверять друг другу, была его основная ценность. Не нужно было засылать У–2 и шпионов, чтобы узнать места дислокации армейских частей. Сегодня доверия все меньше и шпионские скандалы вспыхивают все чаще.

Между тем именно Западная Европа — в первую очередь такие страны с независимым мнением, как Франция, Германия, — заинтересована в том, чтобы вернуть ситуацию с вооружениями в правовое поле. После завершения «холодной войны» изменилось многое, кроме одного: Евросоюз пока не готов самостоятельно отвечать за свою безопасность. И символические жесты вроде совместного парада на Елисейских полях конкретными действиями не подкреплены.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter