Оружейный бизнес ставят на предохранитель

Сможет ли ООН взять под контроль высокодоходную торговлю вооружениями?

Сможет ли ООН взять под контроль высокодоходную торговлю вооружениями?

Глобальная карта сегодня испещрена горячими точками. Конфликты на этнической, национальной, религиозной, политической почве решаются нередко не за столом переговоров, а на поле боя. Огромный же рынок оружия (как легальный, так и нелегальный) лишь подпитывает воинственные настроения непримиримых сторон и создает иллюзию, что сражения до последнего патрона — это едва ли не самый лучший способ выхода из кризиса.

Сегодня в пятерку самых крупных экспортеров всевозможной стреляющей и летающей техники входят в основном западные государства. На долю США, Франции и Германии приходится почти половина всего оружейного рынка. Треть занимают Россия и Китай, которые вынуждены из года в год сдавать одну позицию за другой под натиском наступательной маркетинговой политики стран «золотого миллиарда». Всего же годовой торговый оборот вооружений всех типов оценивается в 60—70 миллиардов долларов. Это более чем  лакомый кусок глобальных доходов. Попытки внести в эту специфическую торговую сферу элементарные правила предпринимались неоднократно. Однако результат, как правило, был по эффекту равен холостому выстрелу.

И вот сейчас Генеральная Ассамблея ООН наконец-то приняла первый соответствующий международный договор. Документ, впрочем, получился  неоднозначный. «Вашингтон, безусловно, пытается выстроить формирующуюся глобальную юридическую базу исходя из своих национальных интересов и политики последних лет, — говорит политолог Сергей Звягинцев. — Согласно договору, оружие нельзя будет продавать странам, использующим его «для совершения или содействия совершению» серьезных нарушений международного гуманитарного права и прав человека. При этом в итоговый текст договора не вошла формулировка, на которой настаивали многие делегации, в том числе и белорусская: запрет на поставку оружия «неуполномоченным негосударственным субъектам». То есть сейчас становится вполне реальной такая опасная ситуация: при расплывчатости понятия «гуманитарные права» можно будет запретить продавать оружие едва ли не любой стране (основные импортеры сегодня находятся в Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке) и в то же время продолжать вооружать незаконные формирования на любом пятачке земли».

Сказать, что это что-то доселе невиданное, можно с большой натяжкой. Именно по этой схеме шла работа Запада в сербском конфликте. Да и противостояние в Ливии, закончившееся свержением Каддафи, факт того же порядка. Что же касается Сирии, то здесь речь скорее не о черном рынке оружия, а о каналах поставок по линии спецслужб, уверен директор Центра анализа мировой торговли оружием и главный редактор выходящего в Москве журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. У американцев есть ЦРУ, соответственно, есть британская MI-6, есть ряд других достаточно мощных и сильных разведок, которые в той или иной степени завязаны на внутрисирийские события. «И по этой линии идет, естественно, не афишируемая «накачка» армейских сил сирийской оппозиции. В противном случае она бы недели не продержались в боях с регулярными войсками», — считает Игорь Коротченко.

Неоднократно в прессу просачивалась информация и о том, что элита Франции «помогает» африканским странам, где резня продолжается не один год. Платой за автоматы и гранатометы порой служат алмазы. Достаточно вспомнить дело о незаконной торговле оружием, где  фигурирует сорок человек, включая бывшего министра внутренних дел Франции Шарля Паскуа и Жан-Кристофа Миттерана, сына бывшего президента Франсуа Миттерана, который служил советником по делам Африки в годы правления своего отца. А на днях мировые информагентства облетела новость о том, что доклады разведки заставили Францию заморозить поставки оружия противникам сирийского президента Башара Асада. Как сообщила еженедельная газета «Канар аншене», французские спецслужбы предостерегли власти, что «ракеты и автоматы могут оказаться в руках моджахедов». Офицеры французских спецслужб насчитали также среди мятежников «несколько сотен иностранных наемников». Это британские, французские, тунисские, голландские, бельгийские, немецкие, испанские подданные, указывает «Канар аншене».

«Конечно, сегодня глобальный оружейный бизнес необходимо поставить в жесткие рамки международной юриспруденции. Однако нельзя забывать, что главная цель — сделать мир безопаснее, а не обеспечить прикрытие ООН для неблаговидных дел», — говорит политолог Сергей Звягинцев.

За принятие договора Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций проголосовали 154 государства, против высказались три (Иран, КНДР и Сирия), воздержались 23 страны. «Решение о дальнейших наших шагах будет приниматься после скрупулезного анализа как самого документа, так и первой практики по его реализации, — отметил пресс-секретарь МИД Беларуси Андрей Савиных. — Мы работали совместно с группой стран-единомышленников, и некоторые из внесенных наших совместных предложений были учтены. В то же время более существенные предложения, к сожалению, не нашли отражения. Отсутствие этих серьезных элементов в тексте договора ставит под сомнение эффективность принятых международных стандартов, которые уступают по целому ряду параметров стандартам и критериям, которые уже применяются в системе экспортного контроля в Республике Беларусь. Однако, уважая позицию других государств, мы не стали также возражать и против принятия конференцией решения об одобрении текста проекта договора».

Для подписания договор будет открыт с 3 июля, а вступит в силу после того, как его ратифицируют хотя бы 50 стран. Через шесть лет после этого любое государство-участник может предложить поправки к документу. Под контроль, как планируется, попадут все виды обычных вооружений, в том числе танки и бронемашины, боевые самолеты и вертолеты, артиллерийские системы крупного калибра, военные корабли, ракеты и ракетные пусковые установки, стрелковое оружие и легкие вооружения. Но удастся ли мировому сообществу наладить четкий контроль за торговлей оружием?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter