10 штук в секунду: мы побывали на Московском монетном дворе и посмотрели, как чеканят белорусские деньги

Орлы и решки

Три года назад впервые в истории независимой Беларуси в обращение ввели монеты. Чеканили их в Литве и Словакии. А в этом году в руки белорусов попадут монеты, которые сделаны уже в Москве российским «Гознаком». Наши корреспонденты побывали на Московском монетном дворе и посмотрели, как чеканят наши деньги.

Московский монетный двор создан в 1942 году.ФОТО COINSPLANET.RU

Важный контракт

Нацбанк пару месяцев назад анонсировал выпуск в обращение обновленных банкнот: 5 и 10 рублей уже напечатали, 20- и 50-рублевые купюры доставят в страну в следующем году. Под этот большой заказ провели тендер, который выиграл российский «Гознак». Заместитель генерального директора предприятия по науке и развитию Андрей Курятников уточняет, что по контракту они не только печатают нам деньги, но и чеканят монеты:

— Заказ мы получили на основе международного тендера: Нацбанк Беларуси пригласил несколько производителей, в том числе и европейских. «Гознак» дал лучшее предложение, которое полностью соответствовало техническим требованиям белорусской стороны и было самым выгодным по цене. Собственно, поэтому нас и выбрали.


В Москве сейчас чеканят белорусские монеты нескольких номиналов: 1 копейка, 2 копейки и 2 рубля. До конца года эта часть заказа будет выполнена.

С Беларусью «Гознак» работает давно — с момента обретения нашей страной независимости. В России печатали первые белорусские деньги, да и потом сотрудничество было достаточно активным.

— Циркуляционные монеты мы для Беларуси делаем впервые, у вас их раньше ведь не было. Выпуск монет в обращение — это довольно дорогое удовольствие для центрального банка любой страны, и если он на это тратит деньги, то уверен в стабильности национальной валюты.



Монеты намного долговечнее банкнот, особенно мелких номиналов, но и их число нужно периодически обновлять. На 1 января 2017 года в обращении находилось 277 миллионов монет всех номиналов, а по данным на 1 июня текущего года, эта цифра составила уже 585 миллионов. Одна и две копейки практически не возвращаются в оборот, а поддерживать их резерв нужно в любом случае. Сегодня в Нацбанке должен быть резерв не ниже М0 (наличных денег в обороте), а это почти 3 млрд белорусских рублей. Исходя из этих цифр и создается запас. Причем резерв должен быть не только по общей сумме наличности, но и по конкретным номиналам.

Подготовительный этап

На Московском монетном дворе мы смотрим, как чеканят белорусские двухрублевики. Неподготовленные умы будоражит эта картинка — сверкающий ручеек новеньких монет. Производство действительно красивое, глазу приятно.

Такие монетные штемпели использовались при чеканке белорусских монет номиналом 2 рубля.
Белорусский двухрублевик — биметаллическая монета. Большинство центробанков сегодня выбирают для чеканки сталь, из цветных металлов монеты получаются слишком дорогими. Беларусь не исключение. Наши монеты тоже сделаны из стали, а сверху — тонкое гальванопокрытие из цветных металлов. На монете номиналом 2 рубля два вида покрытия: на диск нанесен никель, а вот внешнее кольцо покрыто латунью.

Весь процесс чеканки можно условно разделить на несколько этапов: первый — подготовительный. Он самый длительный. Именно на этом этапе идут многочисленные согласования с заказчиком — Нацбанком, готовится оригинальный инструмент для чеканки. Главный технолог Московского монетного двора Сергей Боев работает на предприятии уже около 20 лет, пришел сюда инженером-технологом. За это время успел изучить все тонкости сложного производственного процесса и с удовольствием объясняет нюансы:

Белорусский двухрублевик — биметаллическая монета. Она сделана из стали, а сверху — тонкое гальванопокрытие: на диск нанесен никель, внешнее кольцо покрыто латунью.
— Началом производственного процесса является изготовление оригинального инструмента: на монетном дворе есть такой термин — «маточник». Это такой металлический цилиндр с нанесенной гравюрой. Его делают на специальных граверно-фрезерных станках, после чего гравер вручную удаляет следы от механической обработки, все дефекты, которые не должны попасть на монету. Маточник — это основа для того, чтобы делать тиражный инструмент — штемпель. Он полностью повторяет изображение, которое есть на оригинальном инструменте. Именно он потом используется в прессе при чеканке монеты. Перед тем как попасть в цех чеканки, штемпель обязательно проверяется специалистами отдела технического контроля.


И маточники, и штемпели делают в инструментальном цехе монетного двора. Заказчик не контролирует весь этот процесс — ему представляют на проверку уже готовый продукт. Кстати, 2 рубля, которые чеканит «Гознак», ничем не отличаются от тех, что ввели в обращение в 2016 году. Дизайн сохранен до мельчайших деталей.

Заготовки для белорусских монет делает российский производитель — компания из Подмосковья. Перед тем как они попадают непосредственно в цех чеканки, в обязательном порядке проходят входной контроль качества. Это первая ступень контроля в этом непростом производственном процессе.

«Шулеру» подкинули работы

Монеты проходят на предприятии трехступенчатый контроль качества.
Сердце монетного двора — цех чеканки. Здесь происходит главное таинство: из металлических заготовок получаются монеты. В последние пять лет в цехе провели серьезную модернизацию, появилось несколько новых производственных линий. Белорусские монеты чеканят на шведской линии с многозначительным названием Schuler (на самом деле это «ученик» по-немецки, но в наших реалиях у слова совершенно другое значение).

Линия полностью автоматизирована, участие человека здесь минимальное. Правда, работу пресса обязательно контролирует наладчик. Его главная задача — не пропустить брак, объясняет Сергей Боев:

— Если наладчик замечает какие-то неполадки, он должен остановить пресс. Пресс чеканит с высокой скоростью (около 10 монет в секунду), и если вовремя не заметить ошибку, может получиться очень большая партия брака. Наладчик просматривает внешний вид монет, качество гравюры, соответствие всех элементов, которые должны быть на монете. Это вторая ступень контроля, но я бы назвал ее основной.

С чеканки еще горячие монеты идут на следующий этап производства — нанесение гуртонадписи (это надпись на боковой поверхности монеты). Этот этап нужен для того, чтобы повысить защищенность монеты. После нанесения гуртонадписи проводится финальная ступень контроля — контроль ОТК (отдела технического контроля). Специалисты делают определенную выборку монет (например, из 50.000 монет берется 500 штук) и проверяют их по всем параметрам, которые прописаны в договоре. Это диаметр, толщина и вес монет, гальванопокрытие, наличие гуртонадписи. И только на этом этапе выносится окончательный вердикт: если все хорошо, монета идет на упаковку.

Белорусские монеты чеканят на машинах компании Schuler, которая начала производить прессы для чеканки еще в XIX веке.
По контракту монеты для Беларуси «Гознак» должен привозить в деревянных ящиках. Но перед этим они проходят еще несколько стадий упаковки. Если говорить о монетах номиналом 2 рубля, то сотня таких монет упаковывается в маленький пакет, после чего 10 маленьких пакетов складываются в один большой. В одном ящике находятся 5 больших пакетов (это 5 тысяч монет весом 32 кг, которые потянут на 10 тысяч белорусских рублей). В общем, получается этакая матрешка.


«Гознак» уже давно чеканит памятные монеты для Беларуси: к примеру, «Крест Евфросинии Полоцкой» изготовили еще в 2007 году.
Линия по упаковке тоже полностью автоматизирована — вручную здесь ничего не упаковывается, специалисты только контролируют работу машин.

Коллектив на монетном дворе сплоченный, люди здесь работают по 30 — 40 лет, улыбается начальник производственно-диспетчерского отдела Ирина Тужикова. С Беларусью у нее особые отношения: Ирина получала высшее образование в Могилеве. Ныне учреждение, которое она оканчивала, называется Могилевский государственный университет продовольствия.

В принципе, люди, которые здесь отработали 10 лет, — совсем молодежь, — говорит она. — У меня пока только 6 лет. Коллектив очень сплоченный, отзывчивый, доброжелательный. Я с удовольствием перенимала опыт. Время пролетело как один день, потому что здесь все очень интересно и динамично меняется: внедряются новые технологии, появляется новое оборудование.

Белорусские монеты на Московском монетном дворе упаковывают в деревянные ящики.

Упаковка — последний этап сложного производственного процесса.

В такой упаковке новенькие монеты будут храниться в центральном хранилище Национального банка, пока их не выпустят в обращение.
Каждый заказ для предприятия интересен не только с коммерческой точки зрения, но и в плане получения нового опыта. Директор Московского монетного двора Константин Крохмаль уточняет:

— Каждая монета несет в себе изюминку. В частности, сегодня вы видели двухрублевую белорусскую монету. Там свое­образное расположение самой гравюры, которое затрагивает и кольцо, и диск. Это создает определенные технологические сложности, но и вызывает интерес, потому что мы учимся делать новые изделия.


Константин Николаевич отмечает, что монетный двор уже работал с белорусским Нацбанком — для Беларуси здесь чеканили некоторые памятные монеты. В частности, знаменитую в среде нумизматов монету «Мир глазами детей», которая потом получила призовые номинации на конкурсе «Монетное созвездие» во время выставки Coins-2018.

— Что касается разменных монет, то раньше в Беларуси их не было. Надеюсь, этот заказ — начало нашего долгого совместного творческого пути.

mich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter