28 и 29 июня в Большом театре заключительная премьера сезона - балет Михаила Крылова "Орр и Ора"

Орлиные танцы в финале сезона

Очередной, 84-й по счету, сезон Большой театр завершает, как и положено, премьерой. 28 и 29 июня здесь дают спектакль «Орр и Ора» на дивную музыку петербургского композитора Михаила Крылова. Раньше «Орра», смеются в театре, только читали, а теперь еще и танцуют. Перенести на сцену рассказ «Люди и орлы» его автор Вячеслав Заренков лично доверил балетмейстеру–постановщику Александре Тихомировой. «Это история о радости страданий» — так Александра характеризует свое новое балетное детище. О трудностях перевода литературного языка на хореографический вместе с артистами и постановочной группой накануне премьеры размышляли корреспонденты «СБ».

Главные роли Мужчины и Женщины в одном из составов станцуют Александра Чижик и Антон Кравченко.

Однажды на балкон бизнесмена и мецената Вячеслава Заренкова залетел орел и начал с силой биться о стекло. Не спешите округлять глаза: дело было на Кипре, а там гордые пернатые — гости совсем не редкие. Птицу не без труда поймали, успокоили и выпустили на волю, но улетать орел не собирался. Сделав круг, вернулся на балкон уже соседней квартиры, разбил окно и скрылся в недрах апартаментов. Затем появился снова — на этот раз вместе с красавицей орлицей. Птицы улетели, а Заренков поспешил познакомиться с соседями. История, рассказанная ими, показалась ему весьма любопытной. Спустя время она легла в основу рассказа «Люди и орлы», а чуть позже искусно вплелась в канву либретто нового балета. Вячеслав Адамович с удовольствием делится подробностями:

— Оказалось, что паре влюбленных друзья подарили орла. Чуть позже птица нашла себе спутницу, которую люди также приняли. Через некоторое время влюбленные расстались, разъехавшись по разным городам, и каждый взял себе по пернатому другу. Но орел не смог жить в одиночестве. Он отправился на поиски подруги — и нашел ее в соседней со мной квартире. Вот что такое, на мой взгляд, настоящая преданность. Добавлю еще, что в этой истории влюбленные соединились вновь именно благодаря птицам, которые оказались мудрее людей.

А вот соавтор либретто Александра Тихомирова от хеппи–энда в своей балетной истории отказалась категорически. Однако вешать на спектакль ярлык трагедии тоже не спешит:

Яна Штангей и Такатоши Мачияма — пара не только на сцене, но и в жизни.
— Если герои умирают, то это не значит, что финал несчастливый. У Блока в одном из произведений есть выражение «радость страданий». И я глубоко убеждена, что настоящая духовная радость обретается только после того, как человек ее выстрадал. По сюжету главные герои — Мужчина и Женщина — обретают друг друга, только пережив смерть. А смерть — это естественная часть жизни, и ее совсем не стоит бояться. Душа, в отличие от тела, бессмертна, а потому я уверена, что наш финал абсолютно счастливый.

С философской точки зрения к истории, рассказанной Заренковым, подходит и исполнительница роли Женщины Людмила Хитрова. Балерина уверена — постановка заставит каждого из зрителей пересмотреть свои взгляды если не на жизнь, то хотя бы на отношение к своей второй половинке:

— Думаю, все мы рано или поздно сталкиваемся с тем, что в любовь, такую нежную и воздушную в начале, со временем вмешиваются негативные эмоции. Для кого–то это заканчивается расставанием и трагедией, а кто–то, наоборот, заново переосмысливает отношения. Заключительная сцена спектакля, когда Женщина ждет возлюбленного в раю, настолько сильная, что когда я увидела ее в первый раз — ком в горле застрял. Думаю, зрители на премьере испытают те же эмоции.

А вот Орлом над исторической сценой Большого в один из премьерных дней воспарит Никита Шуба — для молодого солиста балетной труппы эта высота будет едва ли не первой столь значительной и головокружительной. В прошлом году артист вернулся в родной Минск из Москвы, где некоторое время блистал на подмостках музтеатра им. Станиславского и Немировича–Данченко. После возвращения успел засветиться в «Маленьком принце», балетмейстером–постановщиком которого также была Александра Тихомирова. В последние предпремьерные дни Никита подтянут и собран:

— Страха перед премьерой нет. Сейчас самое главное — отработать движения и довести их до автоматизма. Особое внимание уделяю в том числе и актерской игре. Мой Орел — персонаж сильный, гордый, независимый. А в жизни я совсем не такой, более мягкий, романтичный. Но как для профессионала перевоплощение дается достаточно легко.

На один из премьерных вечеров в Минск, поговаривают, заглянет и сам автор. Кто из артистов первым расскажет зрителям историю о любви вне времени, пока не известно. Руководство Большого традиционно сохраняет интригу до самой премьеры.

Справка «СБ»


Вячеслав Заренков — уроженец Беларуси, известный российский бизнесмен и меценат. Основатель холдинга «ЛенСпецСМУ», президент группы компаний «Эталон». Член Петербургского союза художников и Петербургского союза писателей. Автор четырех сборников рассказов. По мотивам его произведений в санкт–петербургском Театре Килизэ поставлен спектакль «Сопромат, или Пора пива», снят художественный фильм «Английский русский».

leonovich@sb.by

Фото Марата ШАХМАМЕТЬЕВА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter