Маэстро Александр Анисимов приглашает отметить самый длинный в календаре световой день с музыкой

Оркестр сыграет лето

21 июня меломаны отметят Всемирный день музыки. Этот праздник родился в 1982 году в Париже и теперь отмечается во многих странах мира. Идея его такова: в самый длинный в календаре световой день музыка звучит повсюду. Не в первый раз поддерживает традицию и маэстро Александр Анисимов с Государственным академическим симфоническим оркестром.

— Красиво получается, Александр Михайлович: к праздничному дню приурочен концерт на завершение симфонического сезона. 

Народный артист Беларуси дирижер Александр АНИСИМОВ.
Фото Сергея ЛОЗЮКА
— Мне эта традиция очень нравится. Праздник летний, солнечный, романтичный и демократичный, ведь он предполагает звучание не только академической музыки. Например, французское посольство в Минске в этом году устраивает концерт под открытым небом и в программе делает акцент на джазе. Вообще, в других странах и городах, особенно в Париже, в этот день музыка звучит везде: в концертных залах и на улицах — раз, бесплатно — два, в том числе ночью — три.

— Ваш концерт не ночной, начнется, как обычно, в 19.00, и не на улице, а в Большом зале Белгосфилармонии. Что предложите слушателям?

— Я пофантазировал и составил программу очень контрастную, даже эклектичную. Не потому, что хотелось угодить разным вкусам. Хотелось самому будто окунуться в разные воды: бурный поток, ласковый ручей, горную реку, теплый восточный пруд, обратиться к разным эпохам и стилям. Получилось, по-моему, ярко и интересно.

Откроем программу музыкой Моцарта, причем Моцарта-хулигана. Это увертюра к опере «Похищение из сераля», где он использует восточные мотивы и так называемый турецкий набор музыкальных инструментов — большой барабан, тарелки и треугольник.

Еще одно произведение — сюита из балета Мануэля де Фальи «Сомбреро-треуголка». Совершенно фантастической красоты и яркости испанская музыка. Кроме того, в этой виртуозной пьесе есть партия для женского голоса, что очень не типично для балетной музыки. Солировать будет Ирина Крикунова.

Сыграем и музыку Арама Хачатуряна — одно из его самых позитивных, ярких, лучезарных произведений — Концерт для скрипки с оркестром. Он написан в 1940 году, посвящен Давиду Ойстраху и был впервые им исполнен. Уже по этому можно судить: произведение виртуозное. Исполнять соло на скрипке будет Саша Арбузова — ученица Республиканской гимназии-колледжа при Белорусской государственной академии музыки. Думаю, это имя станет открытием для публики.

— Сопрано россиянки Ирины Крикуновой хорошо знакомо нашей публике, у певицы здесь масса поклонников, она участвует во многих ваших концертах, вы даже называете ее солисткой вашего оркестра. А что привлекло маэстро к юному дарованию?

— Саша очень талантлива. Она — победительница многих престижных международных конкурсов, постоянный участник летней академии Юрия Башмета, которая ежегодно проходит в Самаре. Мы познакомились пару лет назад, Саша дебютировала в нашем абонементе для учеников колледжа «Играем с оркестром». Теперь она впервые выступит и в нашей большой вечерней программе.

— Но для вас это, наверное, хлопотная подготовка?

— Само собой, плюс дополнительная ответственность. Но я уверен в Саше, иначе не поставил бы к оркестру. Несмотря на юный возраст, эта девочка — очень сильный, организованный и эмоциональный музыкант. Мне это очень нравится.

На завершении сезона маэстро АНИСИМОВ представит талантливую скрипачку Сашу АРБУЗОВУ.

— И, наконец, главное произведение программы — Третья симфония Сергея Рахманинова, шедевр русской музыки, одно из сочинений последнего творческого периода композитора.

— Оно написано им в 1935 году в Швейцарии, на только что приобретенной вилле на берегу озера, где композитору было хорошо и радостно. Это произведение исполняется нечасто. Наш оркестр играл его очень давно и не под моим руководством, может, больше 50 лет назад. Люблю эту музыку. В ней — запах сирени, ощущение любви, иногда счастливой, иногда неразделенной и даже трагической. Это сочинение будто квест, как сейчас модно говорить, ведет по каким-то лабиринтам с отголосками музыки разных далеких стран. Часто играл его за рубежом, но в Минске буду дебютировать. Я записал все симфонии Рахманинова с ирландским оркестром, они получили очень хорошие рецензии в зарубежной прессе, что объективно говорит: мне эта музыка близка и удается. Очень хочу, чтобы повторился успех и здесь. Вообще, мной замечено: если на закрытии сезона — аншлаг и успех, удачным будет и сезон следующий. Кстати, на его открытие в сентябре готовлю эксперимент, и довольно смелый. Хочется блеснуть неожиданными поворотами, какими-то яркими красками и с гордостью показать виртуозность нашего оркестра. Представим публике сразу две симфонии Чайковского. Честно говоря, переношу сюда свой зарубежный опыт, там такие концерты не редкость. Попробую и здесь. В интересе слушателей к этой программе уверен.

— А лето куда зовет?

— Снова открываем цикл концертов у Ратуши. Оркестр пригласили в Брест на праздник 999-летия города. Выступление на большой открытой площадке, возможно, даже ночное. Думаю, будет интересно.

— А передышка-то когда?

— В августе. У оркестра отпуск. Музыканты отправятся кто куда: на дачи, к теплым морям, в путешествия. Но я этого не люблю. Мне нравится сидеть в Минске. Город летом пустеет, наконец-то, тишина, мало машин. Я смогу спокойно прогуляться по любимым местам, зайти в свои любимые магазины книжные, букинистические, заглянуть в художественный музей. В течение филармонического сезона я практически не бываю дома, поэтому в отпуске восполняю. У меня в квартире есть так называемый чердак, там мой рабочий стол, ноты, записи, книги, пластинки. Мне там приятно и уютно. Забираюсь туда и думаю о будущем сезоне, о новых проектах в Минске и не только.

— Где еще ждут маэстро Анисимова?

— Закрыл свой контракт в Самарском театре, хотя как гость буду приезжать регулярно. Есть хорошие контакты в Воронеже с симфоническим оркестром филармонии. Продолжается контракт с театром в Братиславе, буду дирижировать там балеты «Корсар», «Эсмеральда». Надеюсь, продолжится сотрудничество с театром в Швейцарии. И очень важный и престижный для меня проект — концерты в Москве с оркестром Павла Когана.

svirko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter