В начале весны Минск обзавелся новым фестивальным оркестром. «Домашний»

Оркестр с олимпийским задором

В начале весны Минск обзавелся новым фестивальным оркестром. «Домашний»...

В начале весны Минск обзавелся новым фестивальным оркестром. «Домашний» состав (всего 50 человек) и главный дирижер Михаил Снитко — вот и вся «Олимпия Классика». Но это как раз тот случай, когда между «количественно» и «качественно» можно смело ставить знак равенства. «Олимпия» собрала под своим крылом лучших музыкантов из концертмейстерских групп Большого театра, Государственного академического симфонического оркестра и оркестра Белорусского радио. Художественный руководитель Михаил Снитко на эпитеты для своего детища не скупится. Сравнивает новый коллектив с легендарной сборной СССР по хоккею: «Это команда, в которую вошли ведущие игроки лучших хоккейных клубов страны. «Олимпия» так же объединила звездных музыкантов из разных коллективов. До славы советской сборной нам, конечно, далеко, но дайте время — и, уверен, «Олимпия Классика» еще не раз оправдает свое громкое название».


— Михаил Сергеевич, с чего вдруг назрела такая необходимость — собирать новый оркестр? Неужели уже существующие не способны удовлетворить вкус искушенной минской публики?

— Не в этом дело. Каждый дирижер мечтает иметь коллектив, в котором он смог бы себя выразить, поделиться со слушателями творческими возможностями. Наш оркестр — фестивальный. А это значит, что музыканты из других коллективов работают в нем не постоянно, собираются лишь для участия в том или ином культурном проекте. Кстати, в мире это достаточно распространенная практика.

— Не боитесь конкуренции с другими коллективами? С тем же симфоническим оркестром, например.

— Нет, чужой хлеб мы не забираем. Да и разные перед нами стоят задачи.

— А как худруки относятся к тому, что «их» музыканты задействованы в вашем проекте? Нет профессиональной ревности?

— Маэстро Бушков, скажем, только рад, когда артисты Государственного камерного оркестра имеют возможность работать в разных стилистических жанрах. Потому что в оркестре Бушкова играют камерную музыку, а мы делаем уклон на симфоническую. Не забывайте, конечно, и о материальной стороне вопроса. Зарплата музыкантов невелика, поэтому каждый старается найти возможность дополнительного заработка.

— Может ли музыкальный коллектив выйти на самоокупаемость?

— Нет. Теоретически такое, конечно, возможно. Но тогда придется стоимость билетов на концерт от 100 тысяч поднять до 100 долларов. Пока же идеальной моделью существования остается государственно–частное партнерство. На данном этапе у «Олимпии Классики» нет спонсоров, существуем за счет средств от продажи билетов. Но ищем возможность поддержки. Многие меценаты, к сожалению, предпочитают вкладывать деньги только в громкие имена.

— Неужели спонсоров и привлечь нечем?

— Почему же? Заинтересовать можно высочайшим качеством исполнения. «Олимпия Классика» именно такое и предлагает.

— Как правило, слушатели охотно идут только на тех, кто на слуху — вроде маэстро Башмета или Владимира Спивакова. А вот прежде чем купить билетик на незнакомый коллектив, публика семь раз подумает...

— Не согласен, лишние билеты спрашивают и на других артистов. Не раз видел, как белорусские коллективы собирали такие же полные залы, как и Юрий Башмет. Что касается «Олимпии», то у нас уже было несколько выступлений, и все они прошли с аншлагом. Кстати, приглашаю вас 19 ноября в Большой зал Белгосфилармонии, где пройдет музыкальный вечер, посвященный 40–летию моей творческой деятельности. На нем мне хочется презентовать коллектив. Программу составляли таким образом, чтобы слушатель любого возраста смог найти в ней что–то для себя близкое. Сыграем музыку как классических, так и современных композиторов. Верди и Глинку дополнят, например, Шостакович и Хачатурян. Конечно, белорусских композиторов мы тоже вниманием не обойдем.

— Собираетесь, кстати, продолжить работу над второй частью «Антологии белорусской классической музыки»? Слышала, у вас были такие планы.

— Да, диск с «Антологией» пользуется успехом не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами. Когда я записывал для радио концерты произведений белорусских композиторов, даже не думал, что со временем эти записи выльются в полноценный двойной альбом. В него вошла музыка 16 композиторов: Дмитрия Смольского, Галины Гореловой, Олега Ходоско, Игоря Лученка, Анатолия Богатырева, Андрея Мдивани и других. Сейчас рассматриваю варианты продолжений «Антологии». Но пока, к сожалению, пришлось приостановить работу над этим проектом, всецело сосредоточился на «Олимпии». Коллектив уже становится полноправным участником культурной жизни Минска, и я приложу все усилия, чтобы вывести его на международный уровень. Белорусская музыка, уверен, достойна того, чтобы быть представленной во всем мире.

Справка «СБ»
Михаил Сергеевич Снитко — дирижер, преподаватель Белорусского государственного университета культуры и искусств. Родился 17 октября 1953 года в деревне Кублище Слуцкого района. Окончил Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского, позже — Белорусскую государственную академию музыки (специальность — оперно–симфоническое дирижирование). Работал в Национальном академическом Большом театре оперы и балета, Брестском симфоническом оркестре. Автор двойного СD–альбома «Антология белорусской классической музыки» (2005 г.).

Советская Белоруссия №216 (24353). Суббота, 16 ноября 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter