Минск
+3 oC
USD: 2.11
EUR: 2.34

Ноябрьское турне Молодежного белорусско-российского симфонического оркестра выдалось насыщенным

Оркестр больших надежд

Ноябрьское турне Молодежного белорусско-российского  симфонического оркестра выдалось насыщенным
Молодежный белорусско-российский симфонический оркестр, начав гастроли в Казани и Москве, продолжил их в Минске и завершил в культурной столице СНГ – Могилеве.




Ноябрьское турне этого года выдалось насыщенным. В программе – произведения Моцарта, Сен-Санса, Чайковского, Шатрова, Смольского. Солистами выступили Александр Захаров, Николай Тихонов, Дарья Ушакова, Наина Кобзарева и Илья Терещенко из России и Яна Славашевич из Беларуси. Организовали концертный тур Международный культурный центр (Москва) и Белорусская государственная филармония (Минск).

Первые концерты состоялись в Казани в Государственном Большом концертном зале им. Сайдашева и в Зале Полководцев Центрального музея Великой Отечественной войны 1941–1945 годов на Поклонной горе.

На концерте в Москве от имени Госсекретаря Союзного государства Григория Рапоты собравшихся поздравил с Днем народного единства замгоссекретаря Иван Бамбиза. Он напомнил о датах, которые Россия отмечает совместно с Беларусью, – в этом году 70-летие освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, на будущий год – 70-летие Великой Победы, а 1 сентября в Союзном государстве отметили 100-летие Первой мировой войны. Представляя юных музыкантов, Иван Бамбиза сказал: «Молодежный оркестр – это наш совместный белорусско-российский проект, который задуман во имя укрепления дружбы между Беларусью и Россией, проект дает возможность юным музыкантам встречаться, общаться, готовить совместные концертные программы, внося тем самым вклад в создание идеологии Союзного государства». Иван Михайлович поблагодарил министерства культуры Беларуси и России за организацию праздничного концерта «на прекрасной площадке музея».

Вячеслав ВАЛЕЕВ (Россия)Молодежный симфонический оркестр был организован в 2008 году под патронатом Парламентского Собрания и Постоянного Комитета Союзного государства Беларуси и России. Проект стал своего рода фирменным знаком достижений наших стран в области строительства общего дома. Возраст участников проекта – от 14 до 18 лет. Все они – будущая музыкальная элита Беларуси и России, ученики двух знаменитых школ – ЦМШ при Московской консерватории имени П.И. Чайковского, где учатся талантливые дети из всех регионов России, и Республиканского колледжа при Белорусской академии музыки. Многие участники оркестра – лауреаты и дипломанты юношеских международных конкурсов, делают серьезные успехи  в сольном исполнительстве с самого раннего возраста. Руководят оркестром – лауреат международных конкурсов, главный дирижер студенческих симфонических оркестров Московской консерватории и Центральной музыкальной школы Вячеслав Валеев и дирижер Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси Иван Костяхин.

За время своего существования оркестр побывал на гастролях в Великобритании, Германии, Италии, Чехии, в городах Союзного государства.

6 ноября музыканты выступили на сцене Большого зала Белорусской государственной филармонии, а завершили гастроли в Могилеве 7 ноября во Дворце культуры.

Это концертное турне – дебют Ивана КОСТЯХИНА в качестве дирижера Молодежного оркестра. Мы попросили Ивана Владиславовича поделиться впечатлениями:

– Для меня это первые гастроли с коллективом. Впечатления самые приятные. Я не сказал бы, что на Иван КОСТЯХИН (Беларусь)10-миллионную Беларусь у нас достаточно оркестров. Два-три коллектива, из тех, что постоянно гастролируют, – этого недостаточно. Поэтому такой оркестр сегодня крайне необходим. Важно, чтобы у молодых музыкантов не пропадало желание заниматься музыкой, чтобы они видели, что нужны слушателю. На концерте в Москве, видя глаза зрителей, я понял, какую важную миссию мы выполняем – ведь в нашем оркестре играют потомки людей, когда-то победивших фашизм. Такая культурная дипломатия – лучшая дипломатия.

Концерт в Казани прошел с большим успехом. Очень красивый зал, прекрасная акустика. И публика оказалась очень теплой, хотя нас предупреждали, что там скептически относятся к коллективам, которые приезжают на гастроли впервые. Мне кажется, мы друг друга поняли, были долгие овации. На бис мы сыграли юмористическую пьесу казанского композитора Анатолия Лупова «Если б Моцарт жил в Казани» (на мотив «Турецкого рондо» Моцарта).

– Вам педагогическая деятельность не в новинку?

– Нет, помимо театра работаю в колледже искусств, веду камерный оркестр, с этого года преподаю дирижирование в лицее, который и сам окончил. Лет шесть работал в оперной студии академии музыки, то есть опыт работы со студентами у меня есть. Молодежный оркестр мне очень нравится, хороши струнники, вообще с этими ребятами работаешь без каких-либо скидок на то, что это совсем юные музыканты. У учащихся ЦМШ серьезный сценический опыт и серьезная школа. Конечно, эта аббревиатура – ЦМШ – нашей профессурой в лицее при консерватории всегда произносится не без трепета. И вот эти ребята оказываются предо мной – непосредственные, абсолютно гибкие музыканты, приспосабливаемые к разным рукам. Получаю большое удовольствие от работы с ними. Оркестр в форме, ребята находятся в тренаже, и мне кажется, путем эволюции можно достичь большего. Чуть-чуть видоизменять звучание оркестра – право и обязанность дирижера.

– Менялась ли программа выступлений оркестра в разных городах?

– Нет, программу не меняли, разве что на бис исполнили разные пьесы – так, в зале Полководцев на Поклонной горе прозвучал марш из оперы Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». В Могилеве прозвучало «Турецкое рондо» Моцарта, а в Минске пригласили на концерт композитора Дмитрия Смольского. Это, можно сказать, белорусский классик, написал много музыки для оркестра, в театре оперы и балета у нас идет его опера «Седая легенда».

– Не мешает чувству ансамблевости постоянная ротация кадров? Участники оканчивают учебное заведение и покидают оркестр?

– Конечно, сложности возникают, но все проблемы решаемы. И уровень музыкантов достойный. Сидя в зале, вы никогда не сможете определить, кто играет первую скрипку – россиянин или белорус. Потому что ребята очень способные, отзывчивые на критику.

– Как вам кажется, каковы перспективы у оркестра – сегодня даже симфоническая музыка страдает от давления жестких законов рынка?

– Это дело должно жить. Это уникальная практика. Во всем мире есть студенческие оркестры. Эти 2–3 года игры в оркестре для формирующейся личности человека, решившего посвятить себя музыке, – бесценный опыт.

Нина КАТАЕВА, Валентин ПЕПЕЛЯЕВ

Фото Владимира КОРОБИЦЫНА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...