Оригинальный продукт

Состояние современной белорусской музыки, ни для кого не секрет, оставляет желать лучшего, причем во всех отношениях, - и в количестве, и в качестве.
Состояние современной белорусской музыки, ни для кого не секрет, оставляет желать лучшего, причем во всех отношениях, - и в количестве, и в качестве. Увы, но совсем мало у нас групп, имеющих право именоваться известными. И уж совсем ничтожно количество коллективов, играющих качественную музыку. Конечно, понятие качества относительно - оно диктуется нередко субъективным вкусом, но если мы слышим вокруг себя однотонные перепевы зарубежных исполнителей без намека на оригинальность, а о том, как это сделано, вообще не стоит говорить, то пессимистические настроения неизбежны.

Ситуацию иногда спасают конкурсы, на которых нередко выявляются перспективные группы, другое дело - насколько долго они способны продержаться на плаву.

Если "Рок-коронация" в последние годы утратила свой авторитет, то, пожалуй, "Басовiшча" еще кое-как удерживает планку. Впрочем, и в адрес этого фестиваля, который, напомню, проходит в деревне Городок (Грудэк) на Белосточчине, нередко слышишь нелицеприятные эпитеты. Однако отзывы отзывами, а польза от "Басовiшча" не какая-то символическая, вроде приза в виде короны, а совершенно конкретная и стоящая того, чтобы бороться за победу.

В этом году сразу два первых приза в Городке получила минская команда "Indigo". Группа пока не раскрученная, но и нельзя сказать, что неизвестная, тем более что ее лидер Алексей ПАВЛОВИЧ - рокер со стажем. Я решил встретиться с Алексеем и обсудить, жив ли белорусский рок и вообще есть ли у шоу-бизнеса будущее.

- Во-первых, интересно, как это вы умудрились взять на "Басовiшчы" сразу два приза - такое бывает нечасто...

- Как-как... Неожиданно. Рассчитывали мы максимум на 3-е место. Правда, "мест" в этом году не было, а просто было пять призов, два из которых и достались нам. Это запись в польской студии и денежное вознаграждение.

- А чем запись в польской студии отличается от белорусской?

- Для непосвященного это непонятно, но разница весьма существенная. Я объясню на языке цифр, потому что стоимость аппаратуры определяет ее качество, а значит, и качество записываемого продукта. Так вот у нас, в Беларуси, оборудование неплохой студии стоит от 10 до 30 тысяч долларов, ну в крайнем случае до 50. В Польше же - не менее 150 тысяч. Более далекая заграница - вообще другой мир. Группа "Metallica", беру известный пример, записывалась в студии стоимостью более 100 миллионов долларов. Чувствуете разрыв? Поэтому до Запада нам далеко, но Польша - это уже прогресс. Мы записали там 9 песен и уже можем предложить их нашему слушателю.

- Но пока вас особо не услышишь, например, на радио...

- Мы и не занимались этим пока, не предлагали себя, не имея качественной записи. Теперь она есть, и в ближайшее время, я надеюсь, мы появимся в эфире. Я повторюсь, главное - это качество звука, без которого лучше никуда не выходить - все равно не примут.

- Алексей, ты, можно сказать, вышел из "Улiса", "Новага Неба". Что заставило создать свой проект?

- У нас сейчас нет хороших коллективов - это мое субъективное мнение, но, кроме группы "IQ-48", я ничего не могу и припомнить.

- А как же, например, Лявон Вольский и его проекты?

- Вольский достаточно талантливый, и у него жена хороший организатор. Поэтому тем, кто жалуется на "засилье" Лявона, советовал бы добиться того же, что и он. А вообще я, например, не очень воспринимаю "Крамбамбулю", хотя "Zet" - довольно сильная команда, ну а "N.R.M." - это уже просто классика.

- Но вернемся к тебе и твоему проекту...

- Появилась "Indigo" прошлой осенью, а название мы придумали за пять минут перед первым концертом, по жребию. Выпало то, что выпало, кстати, это название - идея моей жены, а значит, оно один из оттенков синего цвета: никакого подтекста, чистая случайность...

- А случайно ли, что вы поете по-белорусски?

- Мы поем сейчас на двух языках. Одним из требований участия в "Басовiшчы" является белорусскоязычность: мы скоренько перевели свои песни - получилось неплохо. Так и осталось.

- Но сам-то ты говоришь по-русски, и вообще - странное дело - в среде большинства белорусскоязычных групп безраздельно господствует русский язык, исключение составляет разве что Вольский...

- Я в свое время пробовал начать разговаривать по-белорусски, но не удержался - "соскочил" с дистанции. Сложно, когда вокруг другая языковая атмосфера.

- Давай еще раз вернемся к "Басовiшчу". Ты там не впервой, правда ли, что говорят, будто с каждым годом там все хуже?

- Приходится такое слышать. Ведь первые впечатления всегда светлые: там лес, крутая площадка, много людей, пиво польское. (Усмехается.) С каждым следующим разом будто приедается. Но это престижный фестиваль, его спонсирует министерство культуры Польши, радио "Белосток", "Полония", пивные компании и проч. Вообще, Городок - замечательное место. В этой деревне всего 2 тысячи жителей, а на них приходится 5 баров, столько же магазинов, кинотеатр, Дом культуры, даже пляж свой - возле искусственного озера. Общая атмосфера неплохая. В этом году организация была, кстати, лучше, чем в прошлые времена. Так что, судя по этому году, говорить, что "Басовiшча" себя исчерпало, преждевременно.

- Так есть ли будущее у нашей музыки?

- Я не могу пока дать положительный ответ. Главная проблема - отсутствие денег, без которых не может развиваться шоу-бизнес. Да, появляется много коллективов, открываются клубы - стало больше возможностей реализовать себя, но... Группы хотя и растут как на дрожжах, так же быстро и "смываются" течением времени... Мало тех, кто играет хорошую, достойную музыку, еще меньше тех, кто делает это профессионально. А еще не хватает оригинальных проектов. Молодые группы преимущественно занимаются подражанием...

- Вы - самые правильные, хотите сказать?..

- Об этом судить нашему слушателю. Но, как ни странно покажется, мы делаем оригинальный продукт.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter