Состояние современной белорусской музыки, ни для кого не секрет, оставляет желать лучшего, причем во всех отношениях, - и в количестве, и в качестве. Увы, но совсем мало у нас групп, имеющих право именоваться известными. И уж совсем ничтожно количество коллективов, играющих качественную музыку. Конечно, понятие качества относительно - оно диктуется нередко субъективным вкусом, но если мы слышим вокруг себя однотонные перепевы зарубежных исполнителей без намека на оригинальность, а о том, как это сделано, вообще не стоит говорить, то пессимистические настроения неизбежны.
Ситуацию иногда спасают конкурсы, на которых нередко выявляются перспективные группы, другое дело - насколько долго они способны продержаться на плаву.
Если "Рок-коронация" в последние годы утратила свой авторитет, то, пожалуй, "Басовiшча" еще кое-как удерживает планку. Впрочем, и в адрес этого фестиваля, который, напомню, проходит в деревне Городок (Грудэк) на Белосточчине, нередко слышишь нелицеприятные эпитеты. Однако отзывы отзывами, а польза от "Басовiшча" не какая-то символическая, вроде приза в виде короны, а совершенно конкретная и стоящая того, чтобы бороться за победу.
В этом году сразу два первых приза в Городке получила минская команда "Indigo". Группа пока не раскрученная, но и нельзя сказать, что неизвестная, тем более что ее лидер Алексей ПАВЛОВИЧ - рокер со стажем. Я решил встретиться с Алексеем и обсудить, жив ли белорусский рок и вообще есть ли у шоу-бизнеса будущее.
- Во-первых, интересно, как это вы умудрились взять на "Басовiшчы" сразу два приза - такое бывает нечасто...
- Как-как... Неожиданно. Рассчитывали мы максимум на 3-е место. Правда, "мест" в этом году не было, а просто было пять призов, два из которых и достались нам. Это запись в польской студии и денежное вознаграждение.
- А чем запись в польской студии отличается от белорусской?
- Для непосвященного это непонятно, но разница весьма существенная. Я объясню на языке цифр, потому что стоимость аппаратуры определяет ее качество, а значит, и качество записываемого продукта. Так вот у нас, в Беларуси, оборудование неплохой студии стоит от 10 до 30 тысяч долларов, ну в крайнем случае до 50. В Польше же - не менее 150 тысяч. Более далекая заграница - вообще другой мир. Группа "Metallica", беру известный пример, записывалась в студии стоимостью более 100 миллионов долларов. Чувствуете разрыв? Поэтому до Запада нам далеко, но Польша - это уже прогресс. Мы записали там 9 песен и уже можем предложить их нашему слушателю.
- Но пока вас особо не услышишь, например, на радио...
- Мы и не занимались этим пока, не предлагали себя, не имея качественной записи. Теперь она есть, и в ближайшее время, я надеюсь, мы появимся в эфире. Я повторюсь, главное - это качество звука, без которого лучше никуда не выходить - все равно не примут.
- Алексей, ты, можно сказать, вышел из "Улiса", "Новага Неба". Что заставило создать свой проект?
- У нас сейчас нет хороших коллективов - это мое субъективное мнение, но, кроме группы "IQ-48", я ничего не могу и припомнить.
- А как же, например, Лявон Вольский и его проекты?
- Вольский достаточно талантливый, и у него жена хороший организатор. Поэтому тем, кто жалуется на "засилье" Лявона, советовал бы добиться того же, что и он. А вообще я, например, не очень воспринимаю "Крамбамбулю", хотя "Zet" - довольно сильная команда, ну а "N.R.M." - это уже просто классика.
- Но вернемся к тебе и твоему проекту...
- Появилась "Indigo" прошлой осенью, а название мы придумали за пять минут перед первым концертом, по жребию. Выпало то, что выпало, кстати, это название - идея моей жены, а значит, оно один из оттенков синего цвета: никакого подтекста, чистая случайность...
- А случайно ли, что вы поете по-белорусски?
- Мы поем сейчас на двух языках. Одним из требований участия в "Басовiшчы" является белорусскоязычность: мы скоренько перевели свои песни - получилось неплохо. Так и осталось.
- Но сам-то ты говоришь по-русски, и вообще - странное дело - в среде большинства белорусскоязычных групп безраздельно господствует русский язык, исключение составляет разве что Вольский...
- Я в свое время пробовал начать разговаривать по-белорусски, но не удержался - "соскочил" с дистанции. Сложно, когда вокруг другая языковая атмосфера.
- Давай еще раз вернемся к "Басовiшчу". Ты там не впервой, правда ли, что говорят, будто с каждым годом там все хуже?
- Приходится такое слышать. Ведь первые впечатления всегда светлые: там лес, крутая площадка, много людей, пиво польское. (Усмехается.) С каждым следующим разом будто приедается. Но это престижный фестиваль, его спонсирует министерство культуры Польши, радио "Белосток", "Полония", пивные компании и проч. Вообще, Городок - замечательное место. В этой деревне всего 2 тысячи жителей, а на них приходится 5 баров, столько же магазинов, кинотеатр, Дом культуры, даже пляж свой - возле искусственного озера. Общая атмосфера неплохая. В этом году организация была, кстати, лучше, чем в прошлые времена. Так что, судя по этому году, говорить, что "Басовiшча" себя исчерпало, преждевременно.
- Так есть ли будущее у нашей музыки?
- Я не могу пока дать положительный ответ. Главная проблема - отсутствие денег, без которых не может развиваться шоу-бизнес. Да, появляется много коллективов, открываются клубы - стало больше возможностей реализовать себя, но... Группы хотя и растут как на дрожжах, так же быстро и "смываются" течением времени... Мало тех, кто играет хорошую, достойную музыку, еще меньше тех, кто делает это профессионально. А еще не хватает оригинальных проектов. Молодые группы преимущественно занимаются подражанием...
- Вы - самые правильные, хотите сказать?..
- Об этом судить нашему слушателю. Но, как ни странно покажется, мы делаем оригинальный продукт.
Оригинальный продукт
Состояние современной белорусской музыки, ни для кого не секрет, оставляет желать лучшего, причем во всех отношениях, - и в количестве, и в качестве.