Ориентир в сторону дешевизны

В Беларуси сегодня 34 тысячи магазинов, киосков и павильонов

Наряду со стандартными форматами торговли, в республике активно будет развиваться торговля «по образцам»

Торговля — самая близкая к населению отрасль экономики. В биржевых котировках, процентных ставках, нормативах ликвидности разбираются единицы. Большинство же людей уровень благосостояния в стране оценивают по магазинным полкам, потребительским ценам, насыщенности ассортимента… В Беларуси товарооборот за последнюю пятилетку рос стремительно, опережая по динамике многие другие макроэкономические показатели. Но неурядицы на финансовых рынках в этом году сказались и на уровне розничных продаж. Сейчас в республике разрабатывается блок мероприятий по стимулированию внутреннего спроса, которые позволят даже в условиях экономической нестабильности развивать сферу торговли и услуг. О настоящем и будущем отрасли рассказал заместитель министра торговли Вячеслав Драгун (на cнимке).

— Вячеслав Леонидович, потребительский рынок сегодня характеризуется стабильным предложением широкого ассортимента товаров. Но стоит ли ожидать в условиях кризиса перебоев по отдельным товарным группам?

Вряд ли. Отечественные перерабатывающие предприятия выпускают свыше 10 тыс. наименований продукции, что, в принципе, позволяет удовлетворить спрос населения на продукцию в различных ценовых диапазонах. Минторг совместно с Минсельхозпродом и концерном «Белгоспищепром» провел ряд совещаний, на которых определил направления взаимовыгодного сотрудничества в 2009 году.

Предприятия-производители совместно с организациями торговли регулярно стимулируют спрос — проводят рекламные акции, дегустации, размещают специализированное торговое оборудование с элементами рекламы, буклеты, фирменные упаковочные материалы. Используются и другие виды рекламной продукции для повышения интереса к товарам. Кстати, ныне наметилась тенденция принципиально нового вида сотрудничества торговли с производителями товаров. Перерабатывающими предприятиями заключаются договоры с организациями розничной и оптовой торговли на поставку товаров с предоставлением отсрочки платежа, и в настоящее время принимаются меры по недопущению ухудшения условий поставок по сравнению с 2008 годом.

— Как сегодня чувствует себя на прилавке продукция отечественного производства?

— Благодаря проводимой работе предприятий по обновлению и расширению ассортимента, удельный вес отечественных товаров в последнее время только возрастает. В первом квартале в объеме розничного товарооборота торговой сети он составил 78,1 %, в том числе по продовольственным товарам — 85,9 %, и увеличился по сравнению с прошлогодними показателями на 3,1 %. Надо отметить, в организациях торговли представлен широкий ассортимент продуктов питания, способный удовлетворить самый изысканный покупательский спрос. И население отдает предпочтение именно отечественной продукции, что подтверждается статистикой. К примеру, доля продаж белорусских соков увеличилась на 21,1 процентных пункта, рыбы — на 2,6, пива — на 3,3. Отмечен и рост продаж растительного масла (133,9 %), макаронных изделий (117,1 %), круп и бобовых (116,3 %), сахара (114,3 %) и других товаров. Правда, стоит обратить внимание, что при росте объемов продажи снижаются объемы продукции высокого ценового сегмента и деликатесной продукции. То есть наметилась переориентация покупательского спроса в сторону более дешевых продуктов. Значительно увеличились объемы продажи низкожирной молочной продукции, мясных изделий низкого и среднего ценовых сегментов, дешевых видов кондитерских изделий, социально-значимых сортов хлеба.

— В таком случае какие еще товары сегодня пользуются повышенным спросом?

— По торговым организациям сегодня отмечается рост реализации кофе в 1,3 раза. Чая тоже продается больше в 1,2 раза по сравнению с прошлогодними показателями. Спрос на сахар, крупы и мясные консервы вырос в 1,1 раза, мяса и птицы, консервов и пресервов из рыбы и морепродуктов, маргариновой продукции, яиц, соков, консервов овощных и фруктово-ягодных, кондитерских изделий, муки пшеничной, безалкогольных напитков — на 1,2—7,7 %. В 1,3 раза повысились продажи синтетических моющих средств, в 1,2 раза — верхнего и бельевого трикотажа, в 1,1 раза — холодильников и морозильников, одежды и белья, обуви, парфюмерно-косметических товаров, на 1—7,9 % чулочно-носочных изделий, табачной продукции, лекарственных средств, бензина, печатных изданий.

Вместе с тем на продовольственном рынке есть ряд товаров, которые теряют свои позиции. В первом квартале допущено снижение реализации по рыбе и морепродуктам на 12,5 %, по сыру — на 4,4 %, по маслу — на 2,5 %, по колбасным изделиям и копченостям на 0,2 %, по сухим детским смесям — на 0,9 %.

На непродовольственном рынке тоже не без минусов — строительных материалов продано на 27,3 % меньше, телевизоров — на 23,9 %, стиральных машин — на 10,5 %. Товарные запасы по состоянию на 1 апреля увеличились на 6 дней по сравнению с началом года. Можно сказать, что если вдруг предприятия прекратят поставки, торговля без подвоза просуществует 43 дня.

— А как развиваются бытовые услуги?

— Объем бытовых услуг, оказанных населению через все каналы реализации за январь — март, составил 399,6 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 22,7 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Прогнозный показатель выполнен по Витебской области на 133,5 %, Могилев-ской — 130,1 %, Брестской — 127,5 %, Гродненской — 124,8 % . Юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими сеть организаций бытового обслуживания, оказано услуг на 240,0 млрд. руб., что на 10,7 % больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Удельный вес бытовых услуг, оказанных физическими лицами, составил 39,9 %, или на 6,5 % больше прошлогоднего уровня.

— Какие факторы сегодня оказывают влияние на развитие товарооборота и бытового обслуживания?

— Прежде всего, на торговле сказывается недостаточный рост производства потребительских товаров. Этот показатель за январь — апрель 2009 года составил 100,5 %, в том числе по продовольственным товарам — 105,7 %. А вот по непродовольственным, наоборот, было допущено снижение на 6,1 %. Замечу, что недостаток товарной массы не компенсируется за счет импорта потребтоваров, который за январь — март сократился на 14,8 %. Среди негативных факторов следует отметить и высокий индекс потребительских цен — 115,2 %. Цены на потребительские товары за январь — апрель текущего года выросли на 15,35 %, при этом продукты питания прибавили 17,8 %, непродовольственная продукция — 11,3 %. Хотя определенную долю оптимизма внушает рост реальных денежных доходов населения. Так, за январь — март по сравнению с этим периодом 2008 года они увеличились на 4,8 %.

— Вячеслав Леонидович, на ваш взгляд, какие форматы торговли в современных экономических условиях наиболее перспективны?

— Во все времена торговля развивалась в разнообразных формах, каждая из которых имела право на существование и находила своего покупателя. Те же форматы, которые не вызывали «народного» интереса, попросту отмирали. В Беларуси сегодня, как и во всех цивилизованных странах, преимущественное развитие сохраняется за магазинами различных форматов: от небольших «у дома» до крупных торговых центров — супер-, гипер-, мегамаркетов. Кстати, в Минске планируется строительство торгового мола — своеобразного «купеческого городка», на территории которого расположится множество торговых предприятий.

Нет единой рецептуры — все форматы нужны и важны. Ведь если магазинчики шаговой доступности обеспечивают население повседневными товарами первой необходимости, то гипермаркеты больше предназначены для закупок впрок — на неделю, а то и больше. Согласитесь, за пакетом молока или буханкой хлеба в гипермаркет поедут далеко не все.

К сведению: в стране сегодня функционирует более 34 тыс. магазинов, киосков и павильонов, 400 рынков на 102 тыс. торговых мест и 330 торговых центров, вмещающих около 20 тыс. торговых объектов. Только в прошлом году число магазинов по сравнению с 2005 годом увеличилось более чем на 3 тыс. Отмечу, что в настоящее время 124 магазина имеют торговую площадь свыше 1 000 кв. м. Обеспеченность населения торговыми площадями составляет в республике 300 кв. м на тысячу жителей. Однако этого уже недостаточно, поэтому в ближайшие годы, чтобы выйти на уровень развитых стран, торговая сеть будет развиваться более высокими темпами. Наряду с традиционными формами торговли, все большее развитие получили новые — так называемая торговля «по образцам», когда информация о товаре представляется его образцом либо описанием в каталоге, рекламе, газете, сети Интернет, иными способами.

— А какая судьба ждет мелкие форматы: киоски, палатки, передвижную торговлю?

— Что касается мелкорозничной сети, то она постепенно изживает себя. Такой вид торговли должен остаться только в районах, где недостаточно развита стационарная сеть, в удаленных труднодоступных населенных пунктах, на ярмарках, в местах отдыха в весенне-летний период.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter